Социальная ответственность

Успешное экономическое планирование невозможно без определенной социальной ответственности граждан, которая не имеет прецедентов в истории. Утверждение в обществе такой ответственности ставит ряд проблем как перед правительством, так и перед народом. Административные работники, вынужденные всегда сокращать сроки, прибегают к принуждению, когда не могут убедить. Люди склонны искать личную выгоду, которая была добродетелью при старом способе распределения, но когда это делается за счет общества, это может превратиться в преступление. Ошибки могли совершать как руководители, так и рядовые люди — случаются и недопонимание и конфликты. Ленин указывал, что ошибки неизбежны, ибо нет совершенных людей. Главное заключается не в том, говорил он, чтобы совсем не делать ошибок, — важно, чтобы их было немного, чтобы они были незначительными и чтобы на этих ошибках учились.
Уже целое поколение советских людей прониклось — благодаря опыту и образованию — сознанием своей социальной ответственности, но старые привычки изживаются все же еще с трудом. Тем не менее этот первый мат должен быть сделан в современном индустриальном и научном мире не только в Советском Союзе, но также и за его пределами. Пути назад нет. Организация необходима в любом современном индустриализованном государстве. Но без социальной ответственности это отдало бы судьбу всего человечества в руки плутократов и гангстеров, результаты правления которых мы могли бы теперь достаточно ощутить.
Образование
Задачи по организации общества и задачи в области образования, вставшие перед молодым Советским Союзом, были так же грандиозны, как и задачи в области материального производства. Отсталые, раздробленные на классы, суеверные массы людей многих рас и национальностей должны были найти путь к достижению наивысшего технического и культурного уровня. Глубоко укоренившиеся интересы и образ мыслей, унаследованные от прежних, капиталистических и феодальных времен, предрассудки и антагонизмы, подозрения и опасения — все, что разделяло людей, необходимо было вначале сдерживать, а затем устранять с помощью образования. История развития образования в Советском Союзе в своем количественном аспекте есть история его быстрого и неуклонного роста, начавшегося еще до того, как были преодолены трудности гражданской войны, и продолжающегося до настоящего времени. В 1913 году только 20 процентов детей получили начальное образование; к 1930 году оно стало всеобщим и господствовавшая прежде неграмотность была ликвидирована. В 1914 году только 127 тысяч человек получили высшее образование, причем это были юноши исключительно из высших классов; в 1955 году 1867 тысяч человек получили различные формы высшего образования, и в их числе — выходцы из всех слоев и профессиональных групп, и притом почти столько же девушек, сколько юношей.
Работа в области образования в Советском Союзе не ограничивалась только детьми, но охватывала также и взрослых мужчин и еще больше женщин, которые призваны так много сделать для новой цивилизации. Двумя великими гуманистическими достижениями Советского Союза в первые годы его существования были освобождение женщины из подчиненного положения и общедоступность знаний и широта возможностей для всех, независимо от возраста, классовой принадлежности и национальности. Это нечто гораздо большее, чем государственная школа в капиталистических странах, где большинство обучается лишь для того, чтобы поступить на службу, и где лишь немногие избранные получают высшее образование, чтобы стать достойными представителями господствующего класса. В Советском Союзе широко известно положение Ленина о том, что все должны учиться управлять государством.
Характер советского образования за свою короткую историю претерпел ряд изменений. В течение первых десяти лет после революции желание сбросить основы старого режима в сочетании со стремлением распространить демократию также и на школу привели к различным экспериментам в области образования. Некоторые из них, и особенно те, которые проводил Макаренко, оказали глубокое влияние. Колонию для детей - преступников Макаренко превратил — путем воспитания в них чувства собственного достоинства и преданности своему коллективу — в торжествующую коммуну, которая сама производила все ей необходимое. Ее достижения были увековечены в книге Макаренко и в кинофильме «Путевка в жизнь». Хотя самому Макаренко пришлось вести жестокую борьбу с педагогами, не понимавшими необходимости дисциплины, его работа вдохновила целое новое поколение советских педагогов. Основной принцип Макаренко — «предельно всевозможные требования к личности, но в то же время предельно возможное уважение ее» — является основной чертой нового отношения к личности и к ее ответственности в новом, социалистическом мире. Внутренний характер коллектива колонии имени Горького выражен Макаренко в следующих словах: «В этом коллективе зависимости очень сложные, каждая отдельная личность должна согласовывать свои личные стремления со стремлениями других... так чтобы личные цели не делались бы антагонистичными по отношению к общим целям. Эта гармония общих и личных целей является характером советского общества. Для меня общие цели являются не только главными, доминирующими, но и связанными с моими личными целями» в - 658. Эти положения обобщают опыт многих других советских коллективов.
Однако слишком незначительное число педагогов обладало интуицией и характером, необходимыми для ведения школьной работы на основе этих новых принципов. Попытки претворить на практике эти принципы оказывали гибельное влияние на нормы школьной жизни. В 1928 году под влиянием консервативных высказываний Сталина бросились в другую крайность — дисциплина и авторитет учителей были усилены одновременно с введением жесткого учебного плана, в котором естествознанию отводилось больше места, чем в дореволюционное время. Социальные аспекты образования и воспитательная работа в свободное время были вынесены за пределы школьной программы — в пионерские организации и дворцы для детей. В настоящее время в Советском Союзе проводится новое радикальное изменение системы образования, направленное против формализма и академического характера обучения, уменьшается объем учебников, сокращаются часы занятий и увеличивается воспитание практических навыков. Подобные реформы проводятся и в университетах и высших технических учебных заведениях. Одновременно принимаются меры для обеспечения дальнейшего развития педагогики.







Материалы

Яндекс.Метрика