Масштабы поддержки науки

Первое условие материальной поддержки науки состоит в том, чтобы она оказывалась в соответствующих размерах. Прогресс науки неоднократно задерживался из - за недостатка подходящих материалов — иногда, правда, из - за их недоступности, вроде того как был недоступен каучук до открытия Америки, — однако гораздо чаще из - за того, что у ученых не было средств получить их. На протяжении большей части своей истории наука испытывала хроническую нехватку средств. Ученые были вынуждены заниматься другим делом, чтобы существовать, — как Джон Дальтон, который должен был учить детей грамоте, — и им было весьма трудно получить в свое распоряжение приборы и инструменты для своих занятий. Даже в настоящее время, в эпоху правительственных и промышленных ассигнований, отпускаемых на развитие науки, ученым не менее часто отказывают в поддержке просто из - за недостатка оборудования. Стоит нам присмотреться к тон огромной роли, которую играют чисто научные приспособления в современной цивилизации, где полно телевизоров и автомобилей, мы увидим парадоксальность того, что те самые люди, чей труд сделал возможным создание этих вещей, зачастую по бедности не могут пользоваться ими даже в целях их усовершенствования. Научная работа постоянно затрудняется отсутствием таких элементарных условий, как взаимное общение ученых и возможность посещать другие страны.
Общие потребности науки в настоящее время, какие бы угрожающие размеры они ни принимали по сравнению со своими скудными запросами в прежнее время, до сих пор невелики по сравнению с суммами капитальных затрат (673). Там, где потребности науки могут быть удовлетворены и где наука тесно связана с промышленностью и сельским хозяйством, которые обеспечивают ее необходимо стимулирующими проблемами, — там могут быть легко обеспечены внешние условия для быстрого прогресса науки.
Внутренние условия прогресса науки. Язык и взаимные связи
Обеспечение внешних нужд науки также предоставило бы возможность самим ученым создать необходимые внутренние условия для легкого и быстрого ее прогресса. Проблема заключается в том, чтобы отдельный научный работник имел условия, благоприятные возможности и побуждения, позволяющие справляться со своим делом наилучшим образом. Работа науки носит общественный характер; она требует чувства общей цели в каждой области исследования. Наука нуждается также во взаимном стимулировании своих различных областей, означающем наличие системы хороших связей и отсутствие узкой специализации.
Техническую сторону этих потребностей легче всего удовлетворить, потому что она минимально осложняется внешними экономическими и политическими факторами. Наука должна развить ряд своих собственных языков, включая математику, — общий язык науки. Науке необходима логика и способность формулировать новые способы понимания новых вещей. Каков бы ни был генезис научных идей, они не могут ни распространиться, ни утвердиться, если они не имеют подходящего языка. Этот язык может быть геометрическим или математическим, то есть символическим, или же это может быть употребление общепринятого языка в особом смысле, то есть развитие научного специального жаргона. В обоих случаях целью языка является установить систему взаимоотношений, которая одинаково понимается всеми компетентными людьми.
Трудность состоит в том, что прогресс науки и ее специализация все время относительно сокращают число компетентных лиц, понимающих специфическую научную символику или жаргон. Здесь кроется опасность того, что научный жаргон может на деле не способствовать, а тормозить научный прогресс, особенно когда жаргон этот используется для подкрепления притязаний на особые знания со стороны его адептов. Фактически же прогресс науки главным образом состоял в упрощении и уничтожении таких специализированных языков и замене их общепринятым языком.







Материалы

Яндекс.Метрика