НАУКА И ОБЩЕСТВЕННЫЕ СИЛЫ

Сама вековая история развития научных, технических, экономических и политических учреждений общества нечто говорит о характере связей между ними. Таблица 8 показывает общие линии развития научной теории и практической техники начиная со времени возникновения человеческого общества до наших дней. В самом глубоком смысле это есть картина того, каким образом человек добывал себе средства к жизни, начиная с собирательства в период дикости, которое не намного отличается от собирательства многих животных, и кончая настоящей эпохой эксплуатации многочисленных ресурсов с применением машин, когда все большее количество процессов природы направляется на службу человеку. Для каждой из этих различных ступеней прогресса характерно введение известной новой техники, основанной на более глубоком понимании природы. Так, с изобретением деревянного плуга с воловьей упряжью (71) земледелие перешло от разбросанных временных огородов к постоянно используемым полям. Топор и железный лемех содействовали распространению земледелия в лесных районах (90), жатка и сноповязалка, а позднее трактор широко открыли для земледелия обширные, малонаселенные засушливые районы.
Большинство технических усовершенствований являются, как мы показали, ответом на общественно - экономические требования и в ранний период (а иногда и сейчас) всецело производились самими ремесленниками, продолжающими и совершенствующими свое традиционное мастерство. Сначала науке, в том виде, в каком мы ее знаем сейчас, не было места. Наука возникает в признанной форме из общей социальной традиции ремесел лишь с началом городской жизни — цивилизации. Первое видимое отделение науки было сделано ради экономических и управленческих целей — подсчета, необходимого при расчетных операциях с храмами, из чего произошли благодаря наличию непрерывавшейся традиции вся наша математика и письменность (74). Традиции науки о числах и буквах на протяжении около 5000 лет переходили от учителя к ученику, то расширяясь и давая ответвления в тех случаях, когда этого требовала широкая организация или строй, то сокращаясь до размеров едва заметного ручейка в раздробленном обществе, как, например, в древней саксонской Англии ( 136).
В течение большей части истории два потока — технической и научной традиции — шли порознь друг от друга. Условия ранней цивилизации привели к разделению на классы, которое поставило ученых в положение чиновников, стоящих на стороне правящих, тогда как ремесленники лишь на одну ступень возвышались над крестьянами, а зачастую и сами были рабами (79, 99). Такое разделение сохранилось до наших дней, и его окончательное разрушение только начинается. Между тем в течение длительного периода времени разделение общества на классы} обрекало науку на бесплодие, а технику — на повторение шаблонов, тогда как радикальные усовершенствования происходили лишь изредка.


Доставка в Сергиев-Посад щебня гравийного самосвалами круглосуточно.




Материалы

Яндекс.Метрика