НАУКА И ИСТОРИЯ

Этой главой мы заканчиваем наше рассмотрение развития науки и техники в истории человечества, и пора попытаться дать оценку значения описанной истории. Многие важные примеры были уже приведены в соответствующем контексте разных глав. В самом деле, наиболее основательна и ценна та аргументация, которая непосредственно исходит из специфики взаимодействия науки и общества в том виде, как оно происходило. Тем не менее, если мы соберем воедино данные прошлого науки и попытаемся коротко пояснить его значение для настоящего и будущего, то это может помочь как читателю, так и автору.
В данной главе я начну (разделы 14. 1 — 14.3) с рассмотрения общего характера взаимодействия науки и других общественных сил в том виде, как оно выявилось из более подробного исследования предыдущих глав. При этом я попытаюсь (раздел 14.3) ответить на некоторые вопросы, возникшие в главе 1, относительно факторов, определяющих особые формы связи науки с событиями в разное время и в разных странах, особенно ссылаясь на бурный подъем научной деятельности, имевший место в древней Греции, в эпоху Возрождения, в период промышленной революции, и на наиболее значительный из них расцвет научной деятельности, переживаемый в настоящее время, а также (раздел 14.4) на то, какую роль играло разделение общества на классы в деле роста и определения характера науки. Это приводит меня к рассмотрению вопроса (раздел 14.5) о месте науки в сегодняшнем мире и к попыткам ответить на другие вопросы, непосредственно затрагивающие ученых, — о милитаризации и секретности в науке и о месте науки в управлении государством. В следующем разделе (14.6) рассматриваются благоприятные условия для прогресса науки, включая размер помощи и обмен научной информацией. Это ведет к двум весьма важным вопросам — о месте философии в науке (раздел 14.7) и о мнимой несовместимости свободы и организации в науке (раздел 14.8). Наконец (раздел 14.9), остается вопрос о непосредственных задачах науки и перспективах ее развития в будущем.







Материалы

Яндекс.Метрика