Организация науки в социалистическом секторе мира

В социалистических странах, начиная с Советского Союза, наука организовывалась другим путем, чем в капиталистическом мире. Несмотря на то, что здесь проводятся военные исследования, причем весьма успешные, как об этом свидетельствует создание атомной и водородной бомб, — они не имеют здесь, ни в абсолютном, ни в относительном смысле, того преобладающего значения, которое они имеют в капиталистических странах.
Предпочтение здесь оказывается использованию науки в целях развития национальной экономики. Необходимость обеспечить более широкое участие науки в развитии промышленности и сельского хозяйства и в то же время обеспечить внутреннее развитие науки удовлетворяется не прямыми правительственными действиями, а благодаря громадному росту старых научных учреждений, и в первую очередь академий. Академия наук СССР вместе с новыми академиями отдельных республик действительно представляет собой идеал таких первых академий XVII века, как Accademia dei Lincei, Королевское общество и Королевская академия наук, идеал, приведенный в соответствие с уровнем и размахом нужд XX века. Из почетного общества типа XIX века старая Российская академия наук стала организацией, направляющей крупные научно - исследовательские институты в каждой отрасли науки, в которых в настоящее время работает много тысяч человек. Далее, через свои институты и посредством директив, которые она может давать университетам о проведении научно - исследовательских работ, Академия наук осуществляет общее планирование научной работы в соответствии с экономическими планами в целом.
Такая система предоставляет руководство наукой ученым, единственным компетентным в этой области людям. В то же время эта система обеспечивает ученых достаточными средствами и знаниями для развития науки в том направлении, которое представляется им наиболее обещающим для будущего. В противоположность нередким заявлениям научные планы в Советском Союзе составляются не кем - то для ученых, а самими учеными. Естественно, ученые учитывают общие экономические планы и хорошо знают их, ибо с ними консультировались при составлении этих планов. Однако это отражается на их собственных планах лишь в самом широком стратегическом аспекте. Ученые всегда открывают нам — и от них ожидают этого — более широкие перспективы. Великие созидательные планы преобразования долин рек юго - востока Советского Союза, о которых было объявлено в 1950 году и которые будут завершены в течение семи лет, были предметом двадцатилетних научных исследований и обсуждений. Годичные и пятилетние планы Академии наук уделяют главное внимание вопросам роста науки, хотя часто эти вопросы также являются тем пунктом, где применение техники оказывается наиболее плодотворным6 - 651 оВ7: в - 66. Характер преобразований, проводимых в социалистических странах, трудно понять ученым капиталистического мира. Ибо для того, чтобы полностью понять характер этих преобразований, необходимо знать и интересоваться не только наукой, но также и историей, экономикой и философией этих стран.
Особое значение, придаваемое автономному научному руководству, когда наука обращается к государству за материальной поддержкой и отвечает на его призыв оказать помощь в решении своих определенных задач, является общим образцом научной организации, принятой в новых странах народной демократии и в Китайской Народной Республике. Эта организация оказалась гибкой, она высвободила огромное количество способностей и содействовала огромному росту энтузиазма, напоминая в этом отношении великие достижения в деле национального использования науки, начало которым было положено Французской революцией (298). Она предоставляет ученым большие возможности, но также накладывает на них большую ответственность.
Научному работнику Запада трудно понять происходящее ныне в Восточной Европе и в Китае не потому, что условия в этих странах являются сами по себе необычными, а потому, что эти условия есть результат завоеваний народа, имеющего одну цель, разделяемую всеми, включая научных работников. Когда имеется общая цель, то также изменяется и реакция личности. Уход в волшебный замок науки представляет собой во многих случаях просто бегство от общей бессодержательности и бесцельности жизни в мире, где единственной перспективой является уничтожение. Созидательная общественная цель несет с собой эмоциональную санкцию и удовлетворение, которые мы утратили в нашей эгоистичной цивилизации, что во многом приносит нам вред.







Материалы

Яндекс.Метрика