ПРОГРЕСС НАУКИ

В этом разделе завершается итоговая картина положения и организации науки в мире наших дней. Именно на этой основе следует попробовать рассмотреть общие принципы, касающиеся проблем самой науки и ее места в обществе. Эти проблемы, о которых говорилось в самом начале нашей книги, в сущности сводятся к двум вопросам: какую поддержку надо оказать науке, чтобы она процветала и росла? Каким образом можно использовать результаты науки в наилучших целях на благо человечества? Именно для того, чтобы найти ответы на эти вопросы, которые являются не просто академическими, а практическими вопросами, и было проделано все наше исследование места, занимаемого наукой в обществе. Это исследование оправдывается лишь постольку, поскольку оно помогает найти ответы на эти вопросы. Ключ к ним находится в действительной истории науки, если на нее правильно взглянуть.
Для того чтобы ответить на первый вопрос, надо найти такие наилучшие условия, как внешние, так и внутренние, которые в прошлом содействовали прогрессу науки, а также предвидеть изменение потребностей в науке сейчас и в будущем. Ответ на второй вопрос, который зависит от первого, дан в конце этой главы (692). Некоторые из внешних условий, необходимых для процветания науки в прошлом, уже были рассмотрены (650). В сущности, они складываются только в периоды социального и экономического прогресса, когда науке придается общественное значение и даются материальные средства, а также тогда, когда проблемы, поставленные перед ней экономическими и общественными событиями, побуждают ее к новой деятельности.
Итак, проблемы самой науки, в сущности, как мы видели, затрагивают интересы господствующего класса своего времени, будь то реальные, вроде мореходства, или воображаемые, вроде астрологии. Ученым - практикам предоставляют благоприятные возможности для работы и оказывают им почести в зависимости от того, в какой степени они служат этим интересам. Самые большие возможности предоставляются им в периоды действительного прогресса, потому что тогда люди, занимающиеся наукой, находятся в тесном контакте с основными экономическими интересами и часто рекрутируются из среды самих правящих классов или же привлекаются в руководящие органы правящих классов в меру своих способностей. В ходе нашего изложения мы встречались со многими подобными примерами: Архимед, Гроссетест, Леонардо, Галилей, Бойль, Дэви, Пастер и Кельвин.
Однако для обеспечения прогресса науки важно также, чтобы экономические интересы способствовали связи ученых с созидательной практической деятельностью. Например, сравнительная бесплодность естествознания в период между правлением Перикла и Александра (111) показывает, что способные и талантливые личности ничего не смогут сделать, если они будут совершенно оторваны от производства из - за того, что интерес к политическим проблемам загнивающего рабовладельческого общества небольших городов - государств преобладает. В противоположность этому александрийское возрождение экспериментальной науки показывает непосредственные последствия контакта с практическими нуждами крупной и — для данного времени — расширяющейся экономики.







Материалы

Яндекс.Метрика