ДРАГОЦЕННЫЕ И ЦВЕТНЫЕ КАМНИ СССР

Монография о драгоценных и цветных камнях России посвящается одной из мало оцененных или, вернее говоря, забытых производительных сил русской природы. Я, более чем кто-либо другой, сознаю огромные недостатки выполненной мною работы, неполноту сведений, односторонность и узость освещения, отсутствие красок там, где во всей яркости надо было передать внешнюю красоту и внутреннюю гармонию цветного камня. Однако полное отсутствие какой бы то ни было сводки по этому вопросу, за исключением популярной и притом устаревшей и не всегда точной книги М. Пыляева, заставило меня не откладывать печатания этой работы.
К цветному и драгоценному камню России, к его использованию можно подходить с нескольких точек зрения: чисто минералогической, промышленной, художественной, исторической. Я делаю попытку осветить этот многогранный вопрос со всех сторон, но особенное внимание посвящаю тому, что лежит в основе всех остальных,— природе самого камня, его свойствам и происхождению. Выдвигая зти вопросы, я исхожу из мысли, что само промышленное, техническое или художественное использование камня является лишь выявлением тех характерных черт и элементов красоты, которыми его наделила природа и которые во всей своей совокупности и во всех своих деталях являются выражением и отражением геохимических процессов, сопутствовавших его образованию. Художественное творчество человека, интуитивно охватывающее характерные черты камня, связывается, таким образом, с глубокими научными проблемами его исследования, и при рассмотрении обработки камня в исторической перспективе невольно вырисовывается эта связь, подчиняющая материалу и его свойствам творческий порыв народного искусства.
Исходя из этих точек зрения, камень, как один из важнейших материалов прикладного искусства, представляется мне неотъемлемым элементом культурного развития человечества; изучение его во всех стадиях использования, начиная с природных месторождений и кончая обработкой в художественных мастерских, является задачей культурно-исторического значения.
Было бы большой ошибкой смотреть на драгоценный камень, как на элемент богатства, праздной роскоши, тщеславного самоукрашения: в этой роли он выступил сравнительно недавно, тогда как в истории культуры его значение определяется далеко не той денежной ценностью, которую он представлял, а тем обаянием красоты, блеска и яркости красок, тем художественным сочетанием природных свойств и творческого замысла, которое заставило еще на заре человеческой культуры смотреть па самоцветный камень, как на воплощение богатств и красот природы (Плиний).
В архитектуре, скульптуре и различных видах декоративного искусства, в народных сказаниях и эпосе, в поэтических образах изящной литературы — всюду драгоценный камень сыграл свою роль, вдохновляя художника, давая незаменимый материал архитектору и открывая широкий простор фантазии поэта.
Какое влияние оказывал русский камень на эти стороны народного творчества, какую роль играл он в русском прикладном искусстве, как-велики его богатства, его промышленная ценность — вот ряд вопросов, которые ставит жизнь и на которые можно ответить лишь объективным исследованием самого камня — его свойств, месторождений и использования. И, сообразно с этой задачей, книга «Драгоценные и цветные камни России» распадается на два самостоятельных тома:
Первый том посвящен самому камню и, как указано ниже, в предисловии к нему, имеет целью дать фактический материал о свойствах и распространении в России отдельных видов камня.
Во втором томе приводится характеристика месторождений, рассматривается вопрос о происхождении драгоценных и цветных камней и дается картина распространения их в России и тех возможностей, которые выявляются в русской природе при более внимательном изучении ее богатств.
Во многих отношениях настоящий труд — коллективный; он явился результатом работы Отдела драгоценного камня Комиссии по изучению естественных производительных сил России (КЕПС), в нем нашли отражение идеи, знания и опыт целого ряда близких мне лиц, специалистов и любителей камня. Им — моя искренняя благодарность, ибо без их содействия я не мог бы сделать этой первой попытки дать монографическое описание драгоценных и цветных камней страны.
В технике подготовки этой книги, требовавшей кропотливого просмотра огромной литературы, поисков по библиотекам книг, составления выписок и, наконец, очень сложной переписки самой рукописи, огромная работа выпала на долю ученого сотрудника Геологического музея Академии наук А. И. Шестовой, подбиравшей литературу, и корреспондентов КЕПС Е. П. Кесслер и А. И. Сперанской.
В области изучения и описания самих камней, их свойств и месторождений необходимо отметить участие Р. Б. Россиенской, составившей, на основании собранных ею многочисленных данных, краткий обзор мраморов России, Е. В. Ереминой, давшей очерк флюорита, и А. Н. Гейслера; его описание яшм частично включено в первый том.
При составлении второго тома мне приходится отметить особенное участие ряда лиц: В. В. Мостовенко (ум. 1920), бывший директор Екатеринбургской и Петергофской гранильных фабрик, дал незаменимый материал своих воспоминаний об этих учреждениях; много ценных деталей удалось получить и от А. Л. Гуна и Е. В. Гомилевского, бывших директоров Петергофской фабрики, и особенной благодарностью я обязан одному из ее директоров — С. А. Транцееву. Не менее ценным для общей картины оказалось описание Ф. П. Бпрбаумом, старшим мастером и художником фирмы Фаберже, камнерезной и ювелирной деятельности этой фирмы. Равным образом, в эти тома вошли выдержки из детального обзора механического оборудования и методов работы на Петергофской фабрике, составленного помощником ее директора Н. И. Влодавцем.
Очень крупные архивные изыскания легли в основу настоящего издания; вели эту работу при тяжелых условиях зимнего времени: инженер Л. Ф. Бацевич (б. Кабинет), В. И. Влодавец (Уделы), Д. В. Юферов
(Уделы), В. А. Унковская (Академия художеств), М. В. Ямбикова (Горный департамент). Особой ценностью отличались архивные материалы, выписанные из б. архива Уделов Е. О. Романовским и касающиеся добычи нефрита и лазурита в Прибайкалье.
При составлении исторической части и изучении музеев и дворцов незаменимое содействие оказали С. Н. Тройницкий (директор Эрмитажа), В. Н. Талепоровский (хранитель Павловского дворца-музея), В. К. Макаров (хранитель Гатчинского дворца-музея), а также В. А. Унковская, составившая ряд описаний кампя в дворцах, и П. Н. Столпянский, давший ряд исторических справок о дворцах и зданиях старого Петербурга.
Особую заботу представляло составление схем, чертежей, карт и художественное воспроизведение наиболее выдающихся изделий из камня. В этом важном деле приняли участие В. В. Ляпунова, весьма удачно воспроизведшая прибайкальский лазурит, Ф. П. Бирбаум, давший интересные рисунки яшм. Но подавляющее число рисунков выполнено было художницей Комиссии производительных сил Альмой Бонштедт, взявшей на себя специально иллюстрационную сторону издания







Материалы

Яндекс.Метрика