ОРГАНИЗМ КАК ЦЕЛОЕ И ЕГО МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Одним из предметов наиболее ожесточенных споров между механистами и виталистами, достигших в XX веке своей критической стадии, явилось понимание организма как целого. Это другой аспект старого конфликта между сторонниками идей и материи, начало которого восходит непосредственно ко временам греков. Точка зрения Пифагора — Платона заключалась в том, что каждый организм, как индивид, должен иметь нечто соответствующее этом индивидуальности — душу, психику или дыхание жизни (105). Это — старое магическое представление, рационализированное греками и переданное арабами в современную науку. Те, кто, подобно ранним буддистам, не видели никаких свидетельств существования души, хотели найти какую - то другую понятную причину единства и кажущейся целесообразности животных, Решение этого вопроса, которое в эпоху Возрождения напрашивалось само собой и пылким защитником которого был Декарт, состояло в том, что животные представляют собой машины. Люди же считались, конечно, иными: они обладают рациональной душой, вложенной в них богом (244).
Витализм и механицизм
В современной науке различие между этими двумя мировоззрениями имело с точки зрения философии фундаментальный характер. Вера в существование души объясняла поведение, удовлетворительное само по себе и не нуждавшееся в дальнейшем исследовании, поскольку любое действие тела как целого приписывалось деятельности души, которая как нечто духовное выходила за пределы научного изучения. Но чтобы объяснить это поведение, не прибегая к помощи души, нужен был значительно более тщательный анализ работы машины тела, что вызывало необходимость в экспериментальном его исследовании. На практике же различие это было более кажущимся, чем действительным: хотя виталисты и не нуждались в объяснениях для своих целей, им, тем не менее, приходилось изучать живые организмы для доказательства того, что истолкование деятельности этих организмов механистами было порочным; они непрерывно обращались к своим противникам с новыми аргументами, что служило мощным стимулом для дальнейших открытий механистической школы. Дело в том, что с XVII века и чуть ли не до конца XIX знание физиологии животных не настолько продвинулось вперед, чтобы обеспечить какое - нибудь действительно рациональное объяснение деятельности организма животного как целого, и поэтому оставляло возможность для спиритуалистического объяснения (218).
Исследования XX века много сделали для обеспечения рационального материалистического объяснения деятельности организмов. Обслуживание жизненных функций животного — дыхания, пищеварения и выделения — рассматривалось греческими учеными как дело низшей растительной души в противоположность более благородной, животной душе, управлявшей внешним движением (131). Никакого лучшего объяснения не могло быть предложено вплоть до XIX века, и даже сейчас картина эта остается во многих отношениях неясной. И тем не менее с помощью наблюдения и эксперимента многое уже выяснено.







Материалы

Яндекс.Метрика