Война

Окончание приведенного нами случая выявляет еще один действенный источник нарушения равновесия в экономике ранних городов — организованное насилие, войну. Явного ограничения эксплуатации местного сельского населения можно было миновать путем расширения границ зоны города. До какого - то момента это могло происходить мирно, но если несколько городов, проводили одинаковую политику в ограниченной зоне, то это приводило к конфликтам и к развитию нового института — института войны. Война в полном смысле этого слова поистине является продуктом цивилизации. Столкновения, которые происходили между племенами в период охотничьего или даже скотоводческого уклада жизни, по своей природе скорее напоминали футбольные состязания, нежели длительные кампании. Несмотря на то, что такая война часто была очень жестокой, она могла оказывать лишь очень незначительное общее влияние на культуру, при которой в любом случае было невозможно концентрировать большие контингента воинов или же поддерживать их на поле боя более, чем в течение нескольких дней за один период времени. Однако с момента появления городов такое положение в корне изменилось — армии можно было хорошо экипировать и снабжать продуктами из складов продовольствия, создававшихся за счет прибавочного труда. Высшие классы, которым подчинялись городские власти, были экономически заинтересованы в войне. Их богатство непосредственно зависело от района, который они могли эксплуатировать, а обрабатываемую землю можно было отобрать у другого города вместе с возделывавшими ее крестьянами. Кроме этого, имелась возможность захватить добычу — материалы, животных и людей.
Война сделала жизненной необходимостью набор и руководство армиями, а это изменило характер правительства и государства. Основные функции главы государства как руководителя сельского хозяйства и общественных работ изменились и стали функциями военного вождя — от жреца перешли, к царю. Другим результатом войн было еще большее ухудшение положения женщин. На первой фазе цивилизации женщины сохраняли то огромное значение, которое они приобрели во времена сельских культур. По мере того как война приобретала все большее значение, их руководящие функции перешли к мужчинам, хотя они и не опускались до положения домашних рабынь, которое должно было прийти с железным веком.
Военное дело и техника. Инженер
Так как война стала скорее правилом, чем исключением, и город начинает отличаться от поселения своими защитными стенами и укрепленной крепостью, то направление развития техники все больше и больше определяется нуждами армий. Даже только начавшая зарождаться наука развивалась в том же направлении. Технический прогресс в создании оружия имел место даже тогда, когда он почти прекратился в других областях. Мы только должны подумать о престиже, приписываемом в легендах таким фигурам, как Вулкан или Wayland, the Smith (кузнец), чтобы осознать значение оружейного мастера для воина. Еще большее значение в течение длительного времени имело изобретение военных машин, таких, как катапульты и осадные башни, которые требовали знания принципов механики. Потребность в изготовлении и обслуживании таких машин, в проведении земляных работ и умении рыть подкопы привела к появлению профессии инженера, прежде всего и главным образом военной профессии, хотя первоначально искусство инженера было гражданского происхождения.
Другие и более отдаленные стороны войны также стимулировали развитие науки. Проблемы снабжения армий, включая постройку дорог, и рытье каналов г - во, считались одними из наиболее важных, таким же важным было составление плана укреплений, которое представляло собой одно из самых ранних применений широкого планирования. Платон считал, что единственным практическим использованием геометрии было использование ее для построения рядов и шеренг в армии. Без войны или социальной системы, которая приводила к войне, мирные искусства могли бы развиваться гораздо быстрее. Но относительно связи науки и войны можно, по крайней мере, сказать, что война давала науке возможность жить в такие времена, когда все прочие стороны культуры находились в состоянии упадка.
Торговля и империя
Отчасти в результате войны, отчасти в результате существования системы союзов, базирующихся на торговле, первоначально независимые города - государства начали сливаться в более крупные объединения, либо во главе с городом, явно превосходящим другие, вроде Мемфиса в Египте, имеющего значение не столько города вообще, сколько священного города царя - бога, либо в результате изменения порядка преобладания среди городов таких, как империй Ур, Ларса, Исин и Вавилон в Месопотамии следующих одна за другой. В Египте сосредоточение власти в руках царя - бога — фараона и его духовных правителей (per aah означает Белый зал или Белый дом) было настолько велико, что могли осуществляться такие огромные и экономически невыгодные работы, как возведение пирамид. В Месопотамии города меньше отличались друг от друга, и хотя в совокупности расточительные расходы высшего класса были такими же огромными, как и в Египте, они никогда не были так сконцентрированы. В Индии до вторжения ариев существовали большие города - государства с крепостями, храмами и банями, подобные городам - государствам Месопотамии, но из - за недостаточного понимания их письменности мы знаем слишком мало, чтобы судить об их социальной структуре 2 - 37а. В раннем Китае престиж императора, сына неба, казалось, более соответствовал престижу фараона, хотя в течение очень большой части своей истории Китай был разделен на целый ряд воюющих государств.
Империя и верховный бог
Один из результатов роста империй заключался в том, что они предоставили привилегированное положение божеству главного города по сравнению с божествами захваченных или присоединенных городов. Амон, который первоначально был тотемом барана нома, округа Фив, с возвышением империи Фив слился с тотемом сокола бога солнца Ра и стал верховным богом Амон - Ра. Местный бог Мардук стал в равной степени важным в Вавилоне. Могущество бога росло и уменьшалось в зависимости от положения империи, но оно породило идею существования единого верховного бога — правителя всего мира. Эхнатон пытался официально осуществить эту идею в Египте с помощью введения культа поклонения солнечному диску, но ему это не удалось. Осуществить эту идею и заложить основы современного монотеизма выпало на долю тогда еще темных племен иудеев.







Материалы

Яндекс.Метрика