ФИНИКИЯНЕ И ИУДЕИ

Первым народом, извлекшим пользу из новых условий цивилизации железного века, были финикияне, жившие на сирийском побережье. Им благоприятствовало то, что они занимали срединное положение между древними великими державами — Египтом и Ассирией, — и то, что они в изобилии снабжались хорошим корабельным лесом из Ливана - . Они пролагали торговые пути, используя морской транспорт, и популяризировали изобретенный ими алфавит всюду, куда приходили. Однако даже в своих наиболее отдаленных колониях вроде Карфагена или Кадикса они были слишком связаны культурными традициями древневавилонской цивилизации, чтобы сделать что - либо большее, чем приспособить ее к новым условиям, не породив много нового, хотя мы можем предполагать, что те достижения, которые они имели, были или уничтожены, или присвоены римлянами.
Совершенно иная роль в истории культуры выпала на долю иудеев, имевших с финикиянами тесные сношения и являвшихся наряду с ними носителями смешанной египетско - вавилонской культуры. Так как иудеи жили в окружении воевавших народов — египтян, хеттов, филистимлян и ассирийцев, которых затем сменили персы и греки, и не имели возможностей вести морскую торговлю, то их независимость все время находилась под угрозой и в конце концов была спасена как национальная сущность только благодаря культурной традиции или закону, записанному в книге — Библии. Будучи также небольшим народом, живущим в сравнительно бедной стране, они смогли, впрочем, лишь путем непрерывных усилий избегнуть господства местных царей или олигархов. По обеим этим причинам независимость, свобода и демократия стали неразрывно связанными в их религии. В этом отношении иудеи были единственными в древнем мире, и влияние их религии, их священных книг должно было подтвердить их колоссальное влияние на последующее развитие цивилизации.
Библия. Закон и справедливость
Библия иудеев, или то, что мы называем Ветхим заветом, представляет собой нечто большее, чем свод древних рассказов и легенд, как бы они ни были ценны для нашего понимания прошлого. Впервые она была написана примерно в V веке до н. э. и сохранялась с тех пор как религиозный и национальный объединяющий фактор. Это — книга, содержащая мораль, полная пропаганды, выраженной в поэтической форме. Пропаганда так же стара, как и письменность, но до этого времени она была пропагандой величия и могущества царей и жрецов. Пропаганда Библии иная — она по существу народна, подчеркивая идеи закона и справедливости. Своеобразный характер Библии заключается не в каждом из этих понятий порознь — так как, кроме иудеев, они были свойственны и другим культурам, — а в их сочетании. Справедливость, как она трактуется в Библии, является в основном протестом против злоупотреблений богатых и сильных, которые тогда, как и теперь, были склонны вступать на чуждый народу путь угнетения. Их можно было обуздать именем закона и завета при своевременной поддержке силами народа. Иудеи явились, как известно, первым народом, боровшимся за идею, и войны Маккавеев свидетельствовали об их фанатизме и воинственности. История иудеев представляет собой непрерывное отстаивание прав народа во имя бога. Библия часто — непосредственно в христианстве и косвенно, через Коран, в исламе — являлась вдохновением и оправданием народных революционных движений.
Книга «Бытия»
Однако другая, менее всего характерная для иудеев составная часть Библии оказала наиболее значительное влияние на науку. Ранние книги Библии являются вариантами древних вавилонских и даже еще более древних шумерийских преданий о сотворении мира. Они представляют собою попытку объяснить происхождение мира и человека; и это было весьма положительным достижением в 3000 годах до н. э., на самой заре цивилизации. Эти мифы, будучи воспринятыми древнееврейскими племенами, вскоре стали важнейшим оправданием соглашения между богом и его народом и, следовательно, не подлежали проверке и критике. А еще позднее эти мифы, будучи частью священных книг иудеев, дошли до нас как буквальные божественные откровения, которые необходимо принимать на веру.
Тогда верования иудеев, как в своей первоначальной форме, так и происшедшей в основном отсюда форме христианства, пережили падение классической цивилизации потому, что эти верования имели прочную опору в чувствах народа. Они смогли в силу этого обстоятельства гораздо лучше перенести испытания тяжелых времен, чем более логичные, но едва ли более научные системы греческих философов, которые, как чувствовал простой народ — а это так и было, — являлись тщательно разработанным оправданием власти высших классов2 - 423. В новых цивилизациях, которые выросли на развалинах старых, религия явилась центральным организующим принципом, и в соответствии с этим Библия и Коран завоевали непререкаемый авторитет в вопросах науки, а равно и в области веры и морали. Последние главы этой истории покажут, с какой трудностью и сколь несовершенно человеческой мысли удалось освободиться от этих допотопных остатков мифов древнего человека.







Материалы

Яндекс.Метрика