Идеализм Платона

Так появился фантастический мир идей — образов совершенства, по отношению к которому материальный мир является всего лишь его колеблющейся тенью на стенах пещеры, в которой мы заключены в этой жизни.
Больше того, Платон действительно не заботился о том, чтобы дать обьяснение этим видениям; единственно важным ему казалось обоснование того, что определенные абстрактные понятия имеют абсолютный и вечный характер, независимый от чувств восприятия и постигаемый лишь оком души. В триаду абсолютных ценностей входили истина, добродетель и красота. Первой он обязан Пармениду, второй — Сократу, а третья была его собственным особым вкладом, заимствованным, впрочем, из эстетической концепции искусства для искусства богатых Афин времен его молодости. Эти абсолютные ценности существуют и в наши дни. Утверждение о том, что они являются высшими по отношению к чувствам и выше любых знаний, полученных через посредство чувств, используется ныне, как и тогда, для того, чтобы ограничить научное исследование и поддержать интуитивистские мистические и реакционные взгляды.
Тем не менее сам Платон приводил доводы в пользу этих ценностей на основе тех научных знаний, которые были известны в его время. Он фактически вывел их главным образом из математики и астрономии или скорее — астрологии. Слово «астрология», или рассуждение (logos) о звездах, было введено самим Платоном для замены старого термина — «астрономия», то есть просто упорядочивания (nomos) звезд. Позднее астрология приобрела столь плохую репутацию, что вернулись к старому названию. Платон воспринял и развил мистические взгляды Пифагора о космическом значении числа и геометрических фигур и нашел в них примеры абсолютной истины, независимой от чувств. Платон, по - видимому, не внес сам сколько - нибудь значительного вклада в математику, но его влияние придало ей авторитет, который привлек к ней впоследствии много светлых умов. Будучи, однако, намеренно абстрактным и созерцательным, это влияние увело математику от ее истоков — практического опыта и применения на практике — и таким образом явилось^пре - пятствием развитию алгебры и динамики.
Астрология
Платон соединил математику с астрономией, но это была своеобразная астрономия, в которой звезды представлялись скорее такими, какими они должны быть, чем такими, какими они были. Старый, широко распространенный в то время взгляд состоял в том, что небесные тела, и в частности Солнце, Луна и планеты, были божественными существами. Именно поэтому люди консервативного склада с отвращением, как к богохульству, относились к утверждениям ионийских философов о том, что тела эти представляют собой огненные шары, странствующие (planein) по небу. Платон спас положение, но страшно дорогой для науки ценою: он прибегнул к сочетанию математики с теологией, утверждая, несмотря на уже имевшиеся данные, что планеты обнаруживают свой божественный характер в неизменной регулярности своего совершенного и кругового движения, образующего между ними неслышимую гармонию небесных сфер. Так всякие изменения были изгнаны с небес, а Платон хотел бы изгнать их из человеческих дел, и высшей обязанностью человека было созерцать вечность и находить в ней доказательство своего собственного бессмертия. Философия Платона взяла назад вызов, который наука бросила вере. Своими утверждениями о небесном совершенстве он ухудшил уже высказанные пифагорейцами идеи о том, что движется именно сама Земля. Его влияние вместе с влиянием его великого соперника и преемника Аристотеля было, следовательно, достаточно сильным, чтобы в течение 2000 лет служить помехой человеческому познанию действительного движения в небесном пространстве, а заодно и всякой возможности развития настоящей физики.
Академия
Когда надежды Платона найти правителя - философа рухнули, он вернулся в Афины, причем по пути его захватили в плен и чуть не продали в рабство.
Там в течение сорока лет (387 — 347 годы до н. э.) он излагал свое учение в саду, названном по имени героя Академоса, ряду самых избранных учеников. Над воротами была надпись: «Пусть сюда не войдет никто, не знакомый с математикой». Преподавание в Академии не прекратилось и после смерти Платона. И хотя при этом идеи Платона не были развиты в сколько - нибудь значительной степени, они были все же сохранены, и, используя авторитет Платона и Афин, Академия просуществовала почти 1000 лет, пока Юстиниан не закрыл ее в 525 году и. э. Она представляла собой расширение и рационализацию мистического сообщества Пифагора. Устраивались дискуссии между посвященными, производилось обучение кандидатов. Ее величайшее значение состоит в том, что она является родоначальником всех университетов и научных обществ нашего времени. Сам Платон определил характер и общую атмосферу этого учреждения. Оно было, несомненно, академично в современном смысле этого слова. Чистое знание, почти исключительно математика, астрономия и музыка, изучалось скорее чтением текстов, чем путем изучения природы, которая была полна обманчивости, беспорядочности. Предпочтение, которое Платон отдавал математике, обеспечило наличие, по крайней мере, одной действительно научной дисциплины в обучении, которое иначе могло бы быть чисто литературным. Конфуций, чье влияние на китайское образование было почти столь длительным, как влияние Платона на Западе, совершенно не занимался математикой. Этому, возможно, в значительной мере способствовала сравнительная отсталость китайской науки. По идее, в Афинской академии понятия истинного, благого и прекрасного изучались как самоцель. На деле же более поздние греки, а затем и римляне считали, что такое обучение является прекрасной подготовкой для блестящей карьеры молодых людей из хороших семей.
Платонизм
Влияние Платона, однако, распространялось далеко за пределами Академии. Неуклонно деградируя вследствие сохранения элементов мистики и пренебрежения элементами логики и математики, платонизм пронизывал все ортодоксальное мышление в позднеклассическую эпоху. Он смешался с ранним христианством и, в сущности, составил главную интеллектуальную поддержку для его теологии. После закрытия Академии произведения Платона в оригиналах были целиком забыты, за исключением наиболее абсурдного из них — «Тимея», содержащего его мистический взгляд на образование мира. Учение его было передано главным образом через неоплатонизм еще большего мистика Плотина. Арабы обнаружили некоторые из других работ Платона и перевели их, но только в эпоху Возрождения работы Платона были вновь изучены в оригинале и оказали влияние, по крайней мере, столь же большое, как и в то время, когда они были написаны. Главным образом благодаря Платону взгляды представителей раннего гуманизма не были научными. В XVI и XVII веках, однако, свойственное Платону увлечение математикой сыграло важную роль в формировании мышления Кеплера, Галилея и, через кембриджских платоников, также и Ньютона.







Материалы

Яндекс.Метрика