Экономическая основа греческого города

Греческая культура, как и большинство западных культур железного века, имела экономическую основу, настолько отличную от экономики более старых культур, опирающихся на речную ирригацию, что многое из образа жизни этих старых культур по существу своему не поддавалось ассимиляции. Греческая культура зависела от довольно бедного вида богарного земледелия с небольшими крестьянскими наделами, дополняемыми виноградарством, разведением оливковых рощ и рыболовством. Гсснод, поэт раннего периода греческой культуры, довольно мрачно описывает эту жизнь. Землю своего отца в Аскре, в Беотии, он описывает как «холодную зимою, горячую летом, всегда нехорошую». Тем не менее экономика железного века, хотя и подверженная периодическим долговым кризисам, была в основе своей стабильной до тех пор, пока рабство не распространилось в широких масштабах. Она дополнялась и уравновешивалась широкой внешней торговлей, которая больше уже не была, как в более древних цивилизациях, торговлей главным образом предметами роскоши для храмов и дворцов, а занималась доставкой в большом количестве необходимых товаров для простых граждан.
Наиболее типичный греческий город - государство — Аттика имел так мало хорошей земли, пригодной для выращивания зерновых культур, что он зависел от экспорта гончарных изделий, оливкового масла и серебра, в обмен на которые он мог покупать продовольствие для сравнительно большого — свыше 300 тысяч — населения города Афин. Древние греки могли полностью использовать местные ресурсы с такой интенсивностью и простотой, какая возможна лишь в плотно заселенном городе. В этих условиях происходили быстрые и даже насильственные экономические и политические перемены, тогда как хотя традиции и не забывались, но они не принимались в расчет. Более предприимчивые граждане имели и стремление и возможность решать, что они намерены делать, — и делали это. По мере развития своих успехов они могли улучшать свое положение в обществе безо всяких препятствий со стороны государства или рода. Институты и божества уже утратили свое прежнее значение, и больше внимания стало уделяться людям.
Искусство и диалектика
Реалистическое изображение человека в живописи ни скульптуре, в драматургии и науке явилось характерной новой чертой греческой цивилизации. Греческое искусство, представленное статуями и росписью на вазах — большие фрески были целиком уничтожены, — свидетельствует о сосредоточении внимания на обнаженном человеческом теле, что казалось бы странным, если бы мы к этому так не привыкли. Такое искусство изображения исходит из обрядовых игр и происшедшего от них культа атлетики. Египетские статуи имели непосредственную магическую цель: они должны были перевоплотить дух (Ка) умершего человека и казаться жизнеподобными, чтобы быть действенными. Греческий скульптор был более искушенным. Он старался подсказать идеал, к которому стремится совершенство человеческого тела. В греческой культуре атлет, художник и врач работали в тесном содружестве, и это, кроме всего прочего, имело своим результатом то, что медики стали уделять больше внимания здоровью, чем болезни.
Реализм в искусстве пришел с рационализацией слов. Ввиду устарелости древних санкций о каждом отдельном случае необходимо было судить по его достоинствам. История греческой философии и греческой науки — тогда они существовали нераздельно — является историей нахождения такой последовательной аргументации; аргументацию за и против греки называли диалектикой. Способность к аргументации стала возможной также благодаря политическим особенностям греческой жизни. Небольшой город - государство создавал более широкий кругозор для отдельного среднего гражданина, чем столица большой империи. В то же время интенсивная политическая жизнь города с особым значением в пен торговых сделок и судебных дел, в которых каждый человек в первое время являлся своим собственным адвокатом, а судьи избирались жеребьевкой, делала возможным и действительно необходимым развитие до наивысшей степени искусства аргументации. Значение, которое придавалось мастерству слова, привело к возникновению большой литературы и ораторского искусства, однако в то же время недостатком его было отвлечение мышления от изучения вещей и обращения с ними.







Материалы

Яндекс.Метрика