Джемс Уатт. Отдельный конденсатор

Первое практическое использование открытия скрытой теплоты предстояло осуществить молодому механику, лаборанту университета в Глазго Джемсу Уатту, которому было поручено исправить модель машины для университета (отметим здесь еще раз обратное воздействие техники на науку). Он нашел, что трудности заключались в том, что при каждом ходе поршня происходит утеря пара вследствие его сгущения в холодном цилиндре. Блэк объяснил ему происхождение этого явления с точки зрения только что найденной им скрытой теплоты, и вскоре после этого у Уатта возникла идея — сгустить пар в отдельном конденсаторе. Изобретение им в 1765 году конденсатора, отделенного от цилиндра, имело решающее значение для развития паровой машины, поскольку оно в огромной степени увеличило коэффициент ее полезного действия. Конденсатор этот явился только отправной точкой для дальнейших усовершенствований Уатта.
Мэтью Болтон. Машиностроительный завод в Сохо
Прежде чем оказалось возможным сделать машину, годную для продажи, Уатт был вынужден после относительней евсей неудачи на заведе Ребукт Кароиа войти в компанию с бирмингемским промышленником, великим Мэтью Болтоном, и использовать ресурсы растущей металлургической промышленности Блэк Каунтри, прежде чем паровая машина могла из идеи воплотиться в действительность. Ибо, как с невольной иронией признавал сам Уатт, «шотландцы по природе своей неспособны быть инженерами». Особенно ценную услугу оказал ему Джон Уилкинсон своими машинами для сверления пушек, с помощью которых могли вытачиваться абсолютно правильные цилиндры. Применив сочетание маховика, дросселя и центробежного регулятора, Уатт сконструировал двигатель, способный приводить в действие машины с постоянной скоростью даже при очень сильно меняющихся нагрузках. Этот прибор сам по себе представляет первый пример автоматического переключения пара в промышленности. Появившись на самой заре великой промышленной революции, он представлял собой провозвестник автоматизации, характерной для второй промышленной революции XX столетия.
До Уатта паровые машины только в исключительных случаях применялись в рудниках, находиЕШИхся на большом расстоянии от угольных бассейнов; машина Ныокомена, даже усовершенствованная Смитоном (1724 — 1792), была выгодной только при откачивании угольных шахт, где уголь, естественно, был исключительно дешев. Однако с применением более производительной и непрерывно действующей машины Уатта продукция всей тяжелой горнорудной промышленности Корнуэлла и позднее энергия для быстро распро - страняЕШихся по всей стране текстильных фабрик стали легко доступными и дешевыми.
После большой борьбы, ибо надо было преодолеть много затруднений экономического и технического порядка, паровая машина проложила себе путь в каждый горный и промышленный район Англии. Но и здесь она не задержалась, ибо мечтой Болтона было стать поставщиком машин для всего мира; паровые машины начали устанавливаться во Франции, в России и Германии чаще всего с помощью английских инженеров.







Материалы

Яндекс.Метрика