Подъем германской промышленности

С этого момента в Европе появляется центр производства стали, который вскоре должен был догнать и превзойти английское производство; на этой стали базировалась новая промышленность, лучше организованная и теснее связанная с государством, чем английская. Однако Англия, с ее разнообразными и конкурирующими между собой отраслями промышленности, по - прежнему занимала ведущее, хотя уже и меньшее место на мировых рынках, обусловленное, в частности, ее влиянием во всех неразвитых в промышленном отношении частях мира.
Соперничество было неизбежным и должно было явиться основной причиной войн следующего столетия. На первых этапах оно выразилось, главным образом в связи с наличием дешевой стали, в такой форме экспорта капитала, как вывоз рельс, паровозов, сельскохозяйственного и горнопромышленного оборудования для вновь открываемых земель. К этому следует добавить все расширявшуюся продажу тканей, безделушек, стрелкового оружия и металлических изделий, на которой был основан колониализм середины XIX века. Все, что оставалось от этой стали и, в частности, от вновь открытой легированной стали, шло на строительство военных судов и крупнокалиберных пушек.
Электротехническая промышленность
Электричество, как мы уже видели, играло жизненно важную роль в той революции, которая произошла в середине XIX века в средствах сообщения. Получение электричества с помощью механической силы и использование его для силовых установок сделались вполне осуществимыми после открытия Фарадеем электромагнитной индукции и демонстрации им в 1831 году электрического динамомотора. То обстоятельство, что в течение пятидесяти лет это открытие не находило себе практического применения, объясняется, как это будет показано ниже, причинами не технического, а экономического порядка. В середине XIX века промышленность использовала сравнительно крупные концентрированные силовые установки — стационарные паровые машины на заводах, паровозы или судовые паровые двигатели — для тяги. Единственным способом передачи энергии на большие расстояния служили перевозки угля. Более поздняя механизация мелких отраслей промышленности должна была потребовать создания силовых установок меньших размеров, чем те, которые могли с удобством обслуживаться паром. Решение этой проблемы впервые было найдено в газовом двигателе, первом рабочем двигателе внутреннего сгорания и предтече нефтяных и бензиновых двигателей, которые должны были революционизировать транспорт в XX веке.
Значительно более гибким средством для удовлетворения потребности промышленности в небольших стационарных силовых установках оказался электромотор. Вся его ценность зависела, однако, от наличия широко разветвленной сети снабжения электроэнергией, а это могло быть осуществлено только при условии более широкой потребности в данном виде энергии, чем спрос одной только промышленности. Источником такого спроса должна была явиться эволюция коммунального хозяйства. С течением времени создавалась разветвленная сеть водо - и газоснабжения, а позднее также телеграфных и телефонных линий. Новый шаг в направлении усовершенствований подобного рода был сделан предприимчивым телеграфным клерком Томасом Альва Эдисоном (1847 — 1931), который обогнал всех других соперников и изобрел электрический свет.
С того момента как электричество стало вырабатываться и распределяться для целей освещения, оно могло использоваться также и как источник энергии; таким образом, промышленность и транспорт получили новый универсальный и дешевый способ распределения энергии, хотя полное его использование было осуществлено в XX веке. Результатом всех этих усовершенствований явилось создание тяжелой электропромышленности, которая в отличие от более старых отраслей промышленности с самого своего зарождения приняла монополистический и научный характер. Она была тесно связана с другими растущими монополиями в области тяжелого машиностроения, а также с телеграфными и телефонными монополиями. Для науки она имела первостепенное значение также и потому, что обусловила создание исследовательских лабораторий в области производства. Менло - парк Эдисона, вначале представлявший собой просто сарай для испытания изобретений, показал всю необходимость постоянных экспериментов, тесно связанных с производством.







Материалы

Яндекс.Метрика