Железные дороги и пароход

Первоначально железные дороги были продуктом каменноугольной промышленности. Попытка поставить машину на колеса, чтобы превратить ее в паровоз, представлявшая собой новшество величайшего значения, была предпринята также и на шахтах. В 30 - х и 40 - х годах XIX века в Англии наступила эпоха железных дорог, которые покрыли страну своей сетью; на протяжении всего столетия это новшество распространялось на остальную часть мира, что привело к огромному расширению старого, гражданского машиностроения, продолжившего традиции таких строителей каналов, дорог и мостов XVI11 века, как Макадам и Рении. Традиции эти все еще можно было проследить в работах Роберта Стефенсона и И. К. Брюнеля. Новое увлечение геологией было порождено строительством каналов и железных дорог, которое обнаружило структуру горных пород в выемках и туннелях и в то же время, создав профессию съемщика, обеспечило новый источник притока данных для географической и геологической наук.
Телеграф
Усовершенствования в области транспорта, как результат изобретения железных дорог и парохода, явились стимулом для поисков возможностей быстрой связи. Потребность в быстрой передаче известий, как об этом свидетельствует множество сигнальных вышек, была стара как мир; однако, если не считать магии или телепатии, было очень мало средств для ее осуществления, и исключение представляли лишь сигналы тревоги. Даже потребности войны не породили чего - нибудь более искусного, чем релейный семафорный телеграф. И тем не менее такие средства имелись под рукой уже в течение некоторого времени. Уже в 1737 году электричество применялось для передачи сообщений на расстояние в несколько миль, однако использование статического электричества было и затруднительным и ненадежным. Именно совпадение появления железных дорог с открытием Эрстедом влияния электрических токов на компас дало искомый дешевый и верный метод как раз тогда, когда потребность в нем достигла максимума, и обеспечило успешное изобретение электромагнитного телеграфа.
Фактическим толчком, побудившим ряд изобретателей одновременно взяться за решение этой задачи (например, Морзе, Уитстон и т. д.), послужила не какая - нибудь отвлеченная потребность в общественной связи вообще, а реальная денежная стоимость своевременных известий о ценах на товары или акции и о событиях, которые могли бы оказать на эти цены какое - то влияние. Своевременно полученные известия означали деньги, и электрический телеграф обеспечил способ быстрой их передачи.
Телеграф ближнего действия явился результатом самого непосредственного применения электричества, нуждавшегося лишь в весьма элементарном коде; однако потребность распространения его на более далекие расстояния и обеспечения большей быстроты должна была служить критерием изобретательности физиков вплоть до наших дней и породить большое количество существенных научных сведений и тонких приборов. В частности, работа трансатлантического кабеля, связывающего Уолл - стрит и Сити, была обеспечена только в 1866 году благодаря изобретательности одного из величайших физиков своего времени — Уильяма Томсоиа лорда Кельвина (1824 — 1907). Еще большее значение для общего состояния науки имел тот факт, что телеграф породил потребность в опытных электриках, а это в свою очередь вызывало необходимость в создании технических школ и физических факультетов в университетах, что обусловило большинство научных достижений конца XIX века.
К50 - м годам XIX века наука уже приносила дивиденды. Развивалась новая химическая промышленность, основанная главным образом на потребности растущей текстильной промышленности в соде и серной кислоте, а открытие анилиновых красок обеспечило будущее органической химии. Были сделаны первые шаги в направлении использования науки, в частности химии, для усовершенствования сельского хозяйства путем применения искусственных удобрений.
Биология также начинала находить себе новое применение за пределами традиционной области сельского хозяйства. Химик Пастер (1822 — 1895) изыскивал способы усовершенствования производства пива и вина и предпринял свое первое успешное наступление на болезни не человека, а, что было весьма характерным, на заболевание ценного в экономическом отношении шелковичного червя.
Здесь впервые появилась возможность осуществления научного, в отличие от традиционного, контроля над жизненными процессами. Даже медицина начинала идти в ногу со временем и вынуждена была, довольно неохотно, принять от новой химической промышленности такие ее дары, как анестезирующие средства. Фактически из - за экономики нищеты, перенаселенности и политики Iaisser - faire вообще здоровье населения промышленных стран было сейчас, по - видимому, хуже, чем в любой другой период их истории. Катастрофические эпидемии восточной холеры, занесенной сюда в связи с новыми возможностями транспорта, не прекращались до тех пор, пока сама интенсивность этих эпидемий и та угроза, которую они несли с собой средней буржуазии, не привели к осознанию необходимости оздоровительных мер и не ограничили до известной степени произвола хозяев трущоб.







Материалы

Яндекс.Метрика