Новый порядок в философии

Начало XVIII века было по преимуществу временем, благоприятствовавшим освоению и отражению огромного научного прогресса XVII века. Перед философами XVII века стояла задача доказать существование альтернативы для средневековой классическо - религиозной картины мира, которую они и нашли в пророческих трудах Бэкона и Декарта, провозгласив победу новой науки. Философы XVIII века, с другой стороны, могли принять научную картину мира, данную им Ньютоном, как аксиому. Их задачей было расширить и примирить ее открытия — и, в еще большей степени, ее настроения — с политической и экономической системой, начинавшей складываться в их время.
Вначале они проповедовали благожелательное отношение к признанию нового, рационального порядка. Локк, будучи сам ученым и врачом, целиком отрицал сверхъестественное и приветствовал власть закона — научного закона Ньютона и гражданского закона, установленного конституционной революцией 1688 года. Лейбниц при всех своих математических и философских способностях и деятельности в пользу установления мира в Европе по самому существу своему представлял собой тип средневекового мыслителя. Он выдвинул доктрину «предустановленной гармонии», мало чем отличавшуюся от Провидения церковников, и провозгласил тезис, что «все к лучшему в этом лучшем из миров».
Тем не менее этот мир не оставался неизменным. Философы последующих времен понимали, что в этой безмятежной картине не все в порядке. Идеалист ирландец Беркли отрицал, в интересах официальной религии, всякую иную реальность мира и науки, кроме существующей в глазах бога. Идея эта не пользовалась в то время особой популярностью, однако она должна была стать основой для реакции в XX веке. Гораздо больший успех имел скептик Юм, доказывая, что мы ни в каком знании не можем быть уверены, причем он относил это, в частности, и к религиозным догматам. Циник Вольтер пошел еще дальше и повел наступление на самую церковь во имя разума и благожелательности (benevolence). По мере приближения конца XVIII века философия все больше склонялась к занятиям социальными и экономическими реформами и подготовкой почвы для французской революции.







Материалы

Яндекс.Метрика