Распространение науки в Европе. Пруссия, Швеция, Россия

Именно в этот период интерес к науке распространился широко за пределы той группы стран — Франции, Англии и Голландии, которые монополизировали ее в XVII веке. Усилиями философа - универсала Лейбница, а позднее под покровительством эксцентричного, склонного к наукам и поэзии прусского короля Фридриха Великого в различных государствах Германии и Австрии были созданы академии по образцу английской и французской. К середине XVIII века ни один двор не мог считаться совершенным, если не имел своей академии искусств и наук, где академикам, обычно оплачивавшимся весьма нерегулярно, приходилось соревноваться друг с другом за монаршью милость с помощью хвалебных од или забавных экспериментов.
Северные страны — Швеция и Россия — также ознаменовали свою новую военную и экономическую мощь созданием академий. Эти последние, однако, с самого начала были призваны взять направление, отличное от классицизма, господствовавшего в научных обществах других европейских стран. В основном они занимались научным изучением крупных сырьевых ресурсов леса, дегтя и льна, железа и других полезных ископаемых, столь необходимых в связи с быстрым расширением их заморской торговли, начатой ими как раз в этот период. Петр Великий считал науку одним из аспектов своего плана создания независимой в экономическом и военном отношении России6 - 65. Хотя вначале ему пришлось заполнить штат академии иностранцами, по большей части немцами и французами, однако целью его было создать подлинно национальный научный институт. В России работал также и король всех математиков, швейцарец Эйлер (1707 — 1783). Этот план должен был успешно осуществиться только после окончания царствования Петра, когда он стал делом всей жизни интеллектуального титана XVIII столетия Михаила Ломоносова (1711 — 1765) — поэта, техника и физика, первого из целого ряда великих русских мужей, науки.







Материалы

Яндекс.Метрика