Быстрота реализации научных открытий

Третьей характерной чертой науки в XX веке является значительно более непосредственная и быстрая реализация научных открытий. Хотя по - прежнему остается справедливым, что наука, на которой в полном своем объеме базируется вся техника, является, в области производства энергии, электричества и химии, наукой XIX века, изобретения, целиком зависевшие от более поздних открытий, наложили свой отпечаток на жизнь человеческого общества, играя в пей, быть может, второстепенную, но своеобразную роль. Радиолокация и телевидение, пластические массы и искусственное волокно, синтетические витамины, гормоны и антибиотики — все это только первые образцы того, что даст нам великая научная революция XX века, но вместе с ними, если мы не будем осторожны, она может принести и массовое применение атомных и водородных бомб, радиоактивных и бактериологических смертоносных веществ. Все это лишь примеры принципа более важного, чем все они вместе взятые, а именно — принципа универсальной возможности использовать естествознание, немедленно или самое большее через несколько месяцев или лет, для формулирования и разрешения любой проблемы практической жизни. То, что в XIX веке происходило едва ли не случайно или было порождено гением и силой характера какого - либо отдельного изобретателя, подобно Бессемеру, или ученого - общественника, как Пастер, представляет собой сегодня общепризнанный и чуть ли не повседневный метод разрешения проблем промышленности, сельского хозяйства или здравоохранения.
В самом деле, мы достигли такой стадии, когда оставлять решение таких проблем на волю старого, испытанного друга — случая или кустарщины — было бы глупо и явно во вред себе самим. Исследование и усовершенствование стали общепризнанными занятиями, нашедшими свое воплощение в быстро растущих институтах. Наука непосредственно вплетена сейчас в промышленность, благодаря чему она сама расширила свои рамки и преобразовалась. Однако на этом развитие ее не остановилось. Увеличивающиеся масштабы применения науки и настоятельные требования, которые предъявляют к ней война и военные приготовления, еще теснее связали ее с правительствами, в то время как во вновь созданных социалистических странах она с самого начала по необходимости участвует в каждом конструктивном их мероприятии. Именно из этого ее опыта выросло новое сознание ее могущества как фактора общественного преобразования. Современное общество зависит сейчас от науки в самом своем существовании. Мы начинаем видеть осуществление в этом столетии чаяний таких людей XVII века, как Декарт, который говорил, что благодаря науке мы сможем «сделаться хозяевами и господами природы» (245).
Сегодня мы принимаем участие в кульминационной стадии революции, которую 400 лет тому назад начали такие люди, как Декарт. Революция эта может'сравниться по своему значению с той, в результате которой появились первые человеческие общества; благодаря открываемым ею дальнейшим перспективам она даже еще важнее той, которая последовала за изобретением земледелия. Теперь совершенно очевидно, что человек близок к достижению такого состояния, при котором он сможет управлять своим материальным окружением посредством сознательного использования науки. Он может гарантировать себя от нужды, ликвидировать скучный, изнурительный труд и быстро уменьшить бедствия, которые несут с собой болезни. В какой мере все это будет осуществлено, целиком зависит, как нам сейчас ясно, от способности человека преобразовать общественное устройство так, чтобы обеспечить сотрудничество, необходимое для достижения этих целей и для преодоления тех сил, которые этому мешают. Таким образом, наука о человеческом обществе и о законах его преобразования начинает занимать центральное место в определении будущих судеб человечества.
То, что наука способна воздействовать на жизнь человека на благо или во вред ему, уже не может вызвать сколько - нибудь серьезных сомнений. Задача сейчас состоит скорее в том, чтобы направить ее на конструктивные, а не на разрушительные цели. Это, однако, является значительно более серьезной проблемой, чем любая другая в рассматриваемых нами областях науки. Мы еще вернемся к ней в конце главы 14, когда сможем дополнить нашу аргументацию соображениями, почерпнутыми из физической, биологической и общественных наук. Здесь же достаточно будет рассмотреть лишь более непосредственный и практический вопрос о максимально быстрой реализации научных достижений или о том, каким образом ликвидировать разрыв между научными идеями и их практическим применением. Этот разрыв, достигший в XIX веке огромнейших размеров, существовал по причинам в первую очередь экономического, а не технического порядка (341). Потребовались анормальные условия двух великих мировых войн, чтобы на практике доказать возможность его сокращения и показать, каким путем это могло бы быть сделано даже в мирное время.







Материалы

Яндекс.Метрика