Масштабы научного прогресса

Масштабы научных усилий выросли в XX веке почти до неузнаваемости. В 1896 году во всем мире имелось, быть может, каких - нибудь 50 ООО человек, которые поддерживали традицию науки в целом, и лишь не более 15 ООО человек из них обеспечивали прогресс познания с помощью научно - исследовательской работы. 58 годами позднее число люден, активно занимающихся научно - исследовательской работой, составило, по меньшей мере, 400 ООО человек; точно же определить общее число научных работников, занятых в промышленности, государственных учреждениях и учебных заведениях, почти невозможно, однако оно, по - видимому, приближается к 2 млн. человек. В значительно большей пропорции возросла сумма расходов на нужды науки: с менее полумиллиона ф. ст. до 2 млрд. с лишком, что, учитывая изменения денежного курса, составляет увеличение в 400 раз. Это означает среднюю норму роста — 10 процентов в год. На протяжении последних нескольких лет темпы этого роста были гораздо большими, доходя до 25 процентов (448). Такие темпы значительно превышают темпы роста любого другого элемента в обществе, в том числе даже и военных расходов. Наука, однако, все еще находится далеко позади, ибо, хотя до 90 процентов ее расходов идет на исследования и усовершенствования для военных целей, сумма эта составляет всего 12 процентов общей суммы военных расходов.
Такие темпы означают больше, чем простое увеличение масштабов. Они являются сами по себе показателем глубокого изменения в характере науки и в ее взаимоотношениях с обществом. О наличии такого изменения говорит как множество показателей внутри самой науки, так и растущая зависимость от нее промышленности и правительства. Эта зависимость стала всецело взаимной. Непомерно возросла не только общая стоимость науки, но и стоимость отдельных ее компонентов.
Даже оставляя в стороне машины, стоящие много миллионов долларов и совершенно необходимые сейчас во многих областях физического исследования, стоимость обычной лаборатории по карману разве только самым богатым лицам, и тодержание таких лабораторий не может себе позволить даже большинство учебных заведений, результатом чего является их вынужденная зависимость от крупных дельцов или правительства.
Другой существенной чертой происшедших изменений является перемена географического размещения науки. В 1896 году практически вся мировая наука концентрировалась в Германии, Англии и Франции. Остальные же научные центры в Европе и Америке в действительности представляли собой вспомогательные местные филиалы науки этих стран, а в Азии и Африке наука была сравнительно мало развита.
И в то время как в старых центрах наука к 1954 году выросла значительно, но неравномерно, колоссальное ее развитие в Соединенных Штатах и Советском Союзе совершенно затмило этот рост. Япония, Индия и Китай вносят сейчас существенный вклад в прогресс науки, а ее распространение на остальной колониальный мир едва ли может дождаться ликвидации империалистических ограничений.
Можно с уверенностью сказать, что происходит процесс формирования мировой науки, науки, с самого начала сознательно связанной с расширением промышленного и сельскохозяйственного производства. Следует также отметить, что, хотя философия науки в социалистических и капиталистических странах, равно как и важнейшие линии применения науки, существенно различаются, обе системы достигли такого состояния, при котором они все более настоятельно в ней нуждаются.







Материалы

Яндекс.Метрика