Взаимодействие промышленности и науки

Современная промышленность целиком пропитана наукой, а некоторые ее отрасли, такие, как электрическая и химическая, в значительной степени являются ее творением. Поэтому теперь уже более нецелесообразно описывать специфические черты промышленности — как это делалось в отношении предыдущих периодов, — а затем показывать их влияние на научную мысль. Степень взаимного проникновения науки и промышленности слишком уж для этого велика. Достаточно будет попытаться выявить в последующих главах общий характер влияния техники на науку и проиллюстрировать определенные линии их взаимодействия по мере того, как они возникали.
Технические достижения XX века уже говорят о том, что мы являемся свидетелями второй ИЛИ, скорее, третьей крупной промышленной революции. Такое сравнение может, однако, заслонить собой тот факт, что эта революция — революция нового рода, революция, в которой плановое научное исследование все больше и больше вытесняет индивидуальную изобретательность механиков. Далее, в то время как в центре великой промышленной революции стояли главным образом проблемы получения и передачи энергии, позволяющей освободить людей от тяжелого физического труда, революция XX века заключается в основном в замене мастерства рабочего машиной или электронным прибором и призвана освободить его от монотонной канцелярской работы или работы у станка.
Хотя первым шагом на пути к такой революции явилось создание автоматических и сервомеханизмов, это было осуществлено лишь очень недавно. Раннее развитие промышленности XX века шло скорее по линии более широкого применения механизмов, созданных в XIX веке, и охвата ими новых областей. Фактором, определяющим направление техники XX века, явилась особая рентабельность массовых средств транспорта, связи и развлечений.
В области транспорта возможность появления автомобиля, трактора, самолета была обусловлена в первую очередь созданием двигателя внутреннего сгорания, который и сам был детищем XIX века. На смену жестким и ограниченным средствам железнодорожного транспорта пришли, таким образом, миллионы небольших агрегатов, обеспечивающих гибкость и дальность передвижения и способных идти куда угодно и делать что угодно.
Удовлетворение спроса на них огромного, нового, дешевого рынка означало быстрое распространение методов массового производства. В свою очередь автомобильная промышленность и моторостроение потребовали огромного роста производства нефти, каучука, листовой стали и пластических масс, которые быстро нашли себе множество других способов применения. Выросли новая машиностроительная и легкая промышленность, где место стационарной паровой машины заняло электричество, производимое на электростанции, а это вместе с внедрением электричества в быт породило новую тяжелую электропромышленность. Менее важными в экономическом отношении, однако более заметными и требующими большего вклада со стороны науки были новые отрасли промышленности электросвязи — радио - и телевизионная промышленность — и использование фотографии для дешевой печати и кинематографии.
К несчастью, список этот не может быть исчерпан перечнем мирных способов использования техники. Самолет чуть ли не с самого начала был предназначен главным образом для военных целей, на долю же гражданской авиации остались только жалкие крохи. Война обусловила также и всевозможные усовершенствования электроники, телесвязи, радиолокации и новые смертоносные достижения в области использования атомной энергии.
В основе механических и электрических приборов лежал быстрый, хотя и значительно менее заметный рост новой, всеобъемлющей научной химической промышленности, производящей все — от удобрений до дезинфицирующих средств, от найлона до антибиотиков. Она была готова к выпуску взрывчатых веществ и ядовитых газов для целей войны, а сейчас превратилась в оплот производства атомного оружия и атомной энергии.







Материалы

Яндекс.Метрика