ОКРАСКА ДРАГОЦЕННЫХ И ЦВЕТНЫХ КАМНЕЙ

«Камень, как один из важных материалов, из которых строилось прикладное искусство и из которых вырастала творческая мысль, является неотъемлемым элементом культурного развития человечества, и изучение его во всех стадиях использования, начиная с природных месторождений и кончая обработкой в камнерезных мастерских, есть задача большого культурно-исторического значения».
Много прекрасных книг написано о драгоценном камне, начиная с больших исторических трактатов XVI в. и кончая современными изданиями с яркими цветными таблицами. Много поэтических и литературных произведений посвящено драгоценному камню, и во многих областях прикладного искусства камень занимает видное место.
В архитектуре и разнообразных видах прикладного искусства, в украшениях одежды и оружия, в народной фантазии сказок, в поэтических образах изящной литературы — всюду драгоценный и цветной камень играл свою роль, вдохновляя художника, давая незаменимый материал ваятелю и открывая широкий простор фантазии поэта.
Среди изменчивых и умирающих форм яшвой природы вечными и незыблемыми остаются художественные произведения, выполненные в камне. Для изобразительного искусства он основной, незаменимый и вечный материал, в котором воплощались вековечные достижения человеческого вдохновения.
В культуре будущего камень снова вернется к тому, что составляло его красоту в древпей Греции, в нем будут видеть высшую красоту природы, питающую священный огонь вдохновения художника.
Попытаемся теперь определить роль цвета для драгоценного камня.
Я хочу прежде всего остановить внимание на прекрасном синем к а м н е без прозрачности сапфира и без блеска эвклаза, на непрозрачном лазурите (lapis lazuli итальянцев и pierre d'azur французов). У арабов он назывался «лазувард» — от слова «азул», т. е. «синее небо».
Лазурит — то горящий синим огнем, то бледно-голубоватый камень, или сплошной однородной окраски, или с красивым узором сизых или белых пятен, переплетающихся в пестрый и разнообразный узор.
Яркий и сверкающий при солнечном свете, он становится темным и мрачпым при свечах и электричестве. Недаром его красота ценилась больше всего на юге, где роскошь и пышность убранства были рассчитаны на дневное освещение. Синий бадахшанский пли намирский камень мрачен при искусственном свете, еще мрачнее кажется он, когда его золотая или серебряная оправа зажигается в это же время ярким блеском.
Может быть, еще задолго до того как научились использовать его в амулетах, лазурит получил применение в качестве краски: для этой цели камень жгли на кострах, потом растирали в тонкий порошок, промывали для отделения от примесей, смешивали со смолой, воском или маслом; в виде такой синей краски он высоко ценился в древности (Индия и Персия) и давал единственные по чистоте и прочности тона, с которыми не могли конкурировать изменчивые медные соединения 4.
Славу русских самоцветов составляют зеленые камни, и нет другой страны в мире, где были бы столь разнообразны и столь прекрасны такие камни.
Яркокрасочный русский изумруд, то густой, почти темный, прорезанный трещинами, то сверкающий яркой ослепительной зеленью, лучший изумруд мира; золотистый «хризолит» Урала (демантоид), прекрасный искристый камень, высоко ценился за границей; его нашли в старинных раскопках Экбатан в Персии. Известны густо-зеленые аквамарины Ильменских копей; эти редкие камни по красоте не имеют себе равных. Близки к ним по тону синевато-зеленые эвклазы россыпей Южного Урала, прекрасен меняющий окраску александрит. Во всем мире нет александритов лучше уральских, и лишь изредка дарят их россыпи Цейлона.
Прекрасен бархатный густо-зеленый нефрит саянских стремнин; все тона зеленого цвета дает этот красивый камень Сибири. Разнообразны зеленые сорта яшм — то светло-серые с зеленоватым отливом (калканская), то ярко-зеленые благодаря обилию эпидота (орская), то темные сине-зеленые, исключительной красоты (ново-николаевская на Южном Урале). Среди различных зеленых яшм Алтая красуется великолепный зеленый античный порфир, почти не отличимый от знаменитого пелопонесского камня Крокеи. Прекрасен малахит наших медных рудников, то бирюзово-зеленый, то темно-зеленый с атласным отливом.
Можно назвать еще и другие зеленые камни Советского Союза: моховики Забайкальских степей, уральский амазонский камень, хризопраз Урала, змеевики разнообразных оттенков, полосатый офиокальцит, фуксито-вый сланец и др.
И невольно возникает вопрос: как создалось такое обилие в Советском Союзе именно зеленого камня, есть ли какая-либо общая причина, которая кроется в условиях русской природы и которая могла бы вызвать такое преобладание зелепых тонов? От чего зависит цвет драгоценного камня?
Окраска зеленых камней связана с одним из четырех элементов: хромом, медью, никелем или железом (закисным). Этим металлам обязана вся красота зеленого самоцвета: хром доказан в изумруде, демантоиде, александрите, нефрите, жадеите, змеевике, хромовой плазме, уваровите и хромовых мраморах, медь — в малахите, азурите, диоптазе и бирюзе, никель — в хризопразе, а закись железа, часто сочетаясь с хромом, обусловливает разнообразие зеленых тонов нефрита, диопсида, змеевика, яшм, порфира, моховика, офиокальцита и зеленых порфиров. Только окраска амазонского камня до сих пор не поддается разгадке, в нем нет следов перечисленных металлов.
Особенно изобилуют зеленым камнем те области, где природа богата хромом, где через хромовые породы прорываются гранитные пегматиты. В самих зеленых породах хром дает сочность нефриту, яркость змеевику и блеск зеленому гранату (уваровиту); чудодейственную силу оказывает он на камни гранитных жил, превращая берилл в густо-зеленый изумруд, а хризоберилл в александрит. Почти непрерывной лентой в полторы тысячи верст тянутся вдоль Уральского хребта хромсодержащие породы. Там, где нет хрома, нет и сочных зеленых тонов, поэтому бесцветны и бледны бериллы Забайкалья и мертвы синеватые аквамарины Тигирецких белков па Алтае.
Таким образом, выявляется тесная связь между распределением химических элементов в земной коре и распространением в ней ее неживых цветов — драгоценного и цветного камня!
Родина красного камня — в сказочных странах Востока: Индии, Сиаме и Бирме. Здесь нет изумрудов, ярко-зеленых гранатов, глубокого, как море, аквамарина, но во всем мире нет другого района, где бы более господствовал красный камень, чем здесь: розово-красный турмалин, кроваво-красные рубины Сиама и чистый, как алая кровь, камень Бирмы, темные вишнево-красные гранаты Индии, буро-красные сердолики Декана — все оттенки красного цвета сливаются здесь в полную чудес сказку.
Отсюда, из Индии, Бирмы и Цейлона, шел драгоценный камень на запад. Через Южную Персию и Месопотамскую равнину тянулись караваны с камнями, благовонными маслами и шелком в Халдею, Финикию, Аравию. Со II в. до п. э. через ворота Троглодитики на кораблях стали доставлять в Египет драгоценный красный камень.
Новую волну красного камня принесли арабы; и снова вишневый альмандин и красный или фиолетовый корунд проникли на Запад, в Византию и Геную. В прекрасных образах арабских лапидариев мы читаем подробные описания рубина, греческое слово „гиацинт" постепенно превращается в арабское — „якут", и мы узнаем уже в арабских лапидариях XI в. первоисточник нашего русского слова „яхонт". Этим описаниям вторят и грузинские рукописи (X в.), восхваляющие огненный блеск камня.
Увлечение рубином приходит с Востока, где мусульманский мир еще и сейчас ставит его превыше всех других драгоценных камней и украшает им одежды, утварь, оружие, предметы культа. Краспые гранат, альмандин и шпинель несли с собой орды гуннов и других народов, наводнивших с востока Европу. В течение почти семи столетий увлечение красным камнем проходит через историю прикладного искусства Запада. Оно достигает своего апогея в XVI в., когда вишнево-красный альмандин и красная шпинель сделались любимым камнем убранства, когда в эпоху возрождения наук и искусств великий мастер и скульптор Бенвенуто Челлини превозносил красоту красного камня, считая его дороже алмаза.
Нет породы более разнообразной по своей окраске, чем яшма; в ней известны все цвета, за исключением синего. К обычным цветам яшмы — красному и зеленому — присоединяются часто черный, желтый, бурый, оранжевый, серо-фиолетовый, голубовато-зеленый и др. Одни яшмы окрашены однородно, в других нас поражает пестрое смешепие различпых цветов, создающих разнообразный и прихотливый рисунок: то цвета располагаются ровными полосками, образуя красивые ленточные яшмы, в которых темно-красные полоски чередуются с густо- или ярко-зелеными (кушкульдинская яшма на Южном Урале) то окраска беспорядочна, образует волнистые, струйчатые, пятнистые, порфировые, брекчиевидные сорта. Окраска яшм так разнообразна и сложпа, что получается как бы пестрый ковер с фантастическими узорами, составляющими своеобразные картипы.
Еще в 1609 г. Боэций де Боот писал про цветные яшмы Богемии: «Иногда они так естественно передают леса, поляны, деревья, тучи и реки, что на некотором расстоянии их можно принять за нарисованные картины. Из этих камней была приготовлена столешница причем камни были так вырезаны, что давали полную иллюзию картины, сравнимой по своему великолепию с храмом Дианы в Эфесе».
Прекрасные фантастические картины мы видим на орской яшме: вот бушующее море, покрытое серовато-зеленой пеной; на горизонте сквозь черные тучи пробивается огненная полоска заходящего солнца и стоит только врезать в это бурное небо трепещущую чайку, чтобы достигнуть полной иллюзии бури на море; вот хаос красных тонов, и черная сказочная фигура бешено мчится среди пожара и огня; вот мирный осенний ландшафт — голые деревья, чистый первый снег, кое-где еще остатки зеленой травки; вот лепестки и цветы яблони упали на поверхность воды и тихо качаются на волнах заснувшего пруда... Таких картин не перечесть, и опытный мастер-художник, осторожно врезая иногда веточку, иногда полоску неба, усиливает и выявляет прекрасные узоры природы.







Материалы

Яндекс.Метрика