Физико-химический предел биологической эволюции

Северцов отмечает, что при быстрых изменениях условий существования в неблагоприятную сторону у животных с высоко организованной психикой «выживут и приспособятся те, которые окажутся способными быстро и целесообразно изменять свое поведение и выработать новые привычки, особи с потенциально более высокой психикой, т. е. животные наиболее умные и наиболее способные; говоря метафорически, выживут «изобретатели новых способов поведения». Другими словами, при эволюции этим путем повышается потенциальная психика, причем дело здесь идет уже о наследственном повышении психических способностей». Эволюция при этом резко ускоряется. В относительно недавнее время в этом намеченном Северцовым направлении появились новые исследования.
Мы, естественно, не могли обсудить здесь все направления биохимического и физиологического прогресса. Моя задача состояла в выявлении ведущего физико-химического или чисто биологического критерия, фактора биологической эволюции. Однако и при таком схематическом рассмотрении можно придти к выводу, что после возникновения предельно совершенных жертв и хищников все в биосфере, все запасы вещества и энергии, все что может превращаться в вещества, входящие в состав этих предельно совершенных организмов, будет использоваться с предельно возможной скоростью. Я не говорю о ее величине — я только подчеркиваю, что по достижении предельной скорости наступает физико-химический предел чисто биологической эволюции
Однако предел чисто биологической эволюции не означает вообще предела увеличения скорости превращения неживой материи в живую. Новый этап резкого ускорения превращения веществ в «живую материю» начинается с возникновения человека. Человек— прямой наследник организмов, обладающих в принципе предельно говершенной центральной нервной системой. Способность к анализу произвольных траекторий — к восприятию, к ассоциациям, к сопоставлению образов, а также большая емкость памяти, наличие высокосовершенных анализаторов— обусловливают возможность выхода на новый этап прогресса.
Этап этот основан на использовании (наряду с чисто биохимическими и физиологическими) небиологических механизмов переработки веществ и преобразования энергии. Для лаконичности можно произнести одно слово «огонь». В этом смысле Прометей и был первым человеком.
Огонь впервые был использован случайно, в случайном опыте, но теперь в естественном отборе будут побеждать организмы, способные все более совершенно использовать случайный опыт, сделать его систематическим, проводить, по существу, активное исследование окружающей природы.
Последнее обстоятельство весьма важно. До применения огня материал для естественного отбора поставляли только случайные изменения, мутации наследственных молекул. Теперь критерием совершенства мутации, их полезности стала способность «мутантов использовать случайный опыт». С некоторого уровня биологического совершенства роль мутаций оказывается совсем незначительной и, быть может, прогресс в целом определяется не столько накоплением полезных мутаций, сколько накоплением полезного опыта.
Организмы предельно совершенных жертв или хищников в принципе приспособлены для использования случайного опыта. На этом, как мы видели, основана их повседневная жизнь, требующая решения задач экстраполяции траекторий, способность к обучению и т. п. Их мозг в принципе годится и Прометею. Однако степень совершенства мозга еще далеко не достаточна. Использование случайного и, тем более систематического, опыта для интенсификации жизнедеятельности требует мощного развития мозга и особенно его ассоциативных центров.
Так оно и происходит в эволюционном становлении человека.
Возрастание роли жизненного опыта, умения, знаний, а также науки, искусства в биологической судьбе популяции или вида приводит к еще одному замечательному обстоятельству. Отобранные в естественном отборе прогрессивные мутации передаются при размножении организмов, но накопленный жизненный опыт таким путем не передается — он сохраняется вследствие обмена опытом в популяции, вследствие обучения. Носителями этого жизненно необходимого опыта оказываются не отдельные особи, а популяции — коллективы. Поэтому люди образуют не чисто биологические популяции, а социальные коллективы, и предметом естественного отбора становится и совершенство обмена опытом, знаниями, совершенство обучения. И раньше, до появления человека такой обмен имел биологический смысл, но теперь он приобрел решающее значение в интенсификации превращения веществ (интенсификация является автоматическим следствием давления отбора).







Материалы

Яндекс.Метрика