НАКОПЛЕНИЕ НАУЧНЫХ ТРАДИЦИЙ

В ходе рассмотрения науки как института и ее особенностей мы недостаточно четко выделили один аспект, отличающий научный и технический прогресс от всех остальных аспектов достижений общества. Этой особенностью наук является их кумулятивный характер. Методы ученого имели бы небольшую ценность, если бы он не овладел огромными запасами знаний и опыта, накопленного раньше. Вероятно, ни одно из этих положений нельзя считать совершенно точным, но они достаточны для ученых - практиков, которые нашли отправные точки для будущей работы. Наука является развивающимся комплексом знаний, базирующихся на ряде соображений и идей, но еще больше — на опыте и действиях огромного потока мыслителей и тружеников. Одного знания того, что уже известно, недостаточно; чтобы называться ученым, необходимо внести что - то свое в общее дело. Наука в любое время представляет собой общий итог всего того, чего она достигла к этому времени. Но этот итог не статичен. Наука — это нечто большее, чем общий комплекс известных фактов, законов и теорий. Критикуя, часто столько же разрушая, сколько и создавая, наука постоянно открывает новые факты, законы и теории. Тем не менее все сооружение науки никогда не перестает развиваться. Она, если можно так сказать, вечно находится в ремонте, но в то же время всегда используется .
Именно этот кумулятивный характер науки отличает ее от других важнейших институтов человечества, таких, как религия, право, философия и искусство. Разумеется, эти последние имеют более древнюю историю и традиции, чем история и традиции науки, и им уделялось больше внимания, чем науке, но все же они в принципе не являются кумулятивными. Религия имеет дело с сохранением «вечной» истины, в то время как в искусстве имеет значение скорее деятельность индивидуумов, чем школа. Ученый же всегда сознательно старается изменить принятую истину, и его работа очень скоро растворяется, вытесняется и теряет характер индивидуальной деятельности. Не только сами художники, поэты, но и все люди любуются, слушают или читают великие произведения искусства, музыки и литературы прошлого в оригинале, в точном воспроизведении или переводе. Благодаря своему непосредственному воздействию на человека они всегда остаются живыми.
И, наоборот, лишь незначительное меньшинство ученых и историков науки и вряд ли кто - либо другой изучает великие исторические труды науки. Результаты этих трудов включаются в современную науку, тогда как их оригиналы хоронятся. Именно эти установленные отношения, факты, законы и теории, а не способ их открытия или того, как они были впервые преподнесены, имеют значение для большинства результатов. Кроме того, существует глубокое различие другого рода между традицией в науках, в частности в естественных науках, и традициями в религии или же в свободных искусствах. Последние являются произвольными в том смысле, что их окончательное мерило — открытие или суждение, переданное нам изустной или письменной традицией. Поскольку они претендуют на рациональное оправдание, это — дело идеалистической логики. С другой стороны, традиции науки, а следовательно, и техники, из которой она выросла, могут быть непосредственно апробированы наблюдениями над материальным миром, которые можно проверить и повторить. Однако каждое достижение в науке, новое или старое, подлежит проверке в любое время на определенных материалах и определенными приборами. Критерии истины в науке, как давно указывал Бэкон, заключается в успехе ее применения в материальном мире, будь то неодушевленный мир, как, например, в физических науках, живые организмы, как в биологических науках, или же человеческие общества, как в общественных науках. И только поскольку они обладают небольшим опытом или вообще не имеют его, постольку они еще не получили статуса истинной науки. С помощью наук в этом смысле мы обязательно ссылаемся на те части знаний человечества, которые уже в достаточной степени развиты, чтобы использоваться для непосредственного улучшения практики, а не представляют собой только систематическое описание очевидных фактов. Не вызывает сомнения тот факт, что в древней Греции существовали биология и даже социология так же, как и математика и астрономия, но, тогда как двумя последними науками можно было пользоваться при планировании городов и предсказании небесных явлений, первые лишь объясняли образованным людям обычным путем то, что было известно каждому земледельцу, рыбаку или политическому деятелю. Реальное использование достижений научной биологии для нужд медицины возникает лишь в XIX веке, а научная социология только лишь появляется.
Этапы, по которым происходило накопление знаний в науке и технике, будут описаны в последующих главах, хотя и не будут рассматриваться подробно. Это, собственно, входит в задачу истории науки, на роль которой не претендует данная книга, хотя такая критическая история науки, повествующая не только о фактах открытия, но и об их причинах, еще должна быть написана. В данном случае достаточно показать некоторые из основных принципов, которыми руководствовались при построении здания науки.







Материалы

Яндекс.Метрика