ЗЕМЛЕДЕЛИЕ И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

ПЕРЕХОД К ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Земледелие
Эта глава охватывает периоды, которые обычно называются периодами неолита, или новокаменного века, а также бронзового века — периода ранней приречной цивилизации Египта, Месопотамии, Индии и Китая. Я не буду прослеживать историю этих цивилизаций, а затрону лишь то, что касается их роли в зарождении науки.
Около восьми тысяч лет назад началась революция в производстве продуктов питания, которая должна была изменить весь материальный и общественный способ существования человека. Это произошло главным образом, если не целиком, в результате кризиса охотничьего хозяйства, которое мы рассматривали в конце предыдущей главы. Трудности, с которыми должен был в это время столкнуться человек, привели к интенсивным поискам новых или даже старых видов пищи, таких, как корни и семена диких трав. Эти занятия должны были привести к изобретению техники земледелия, являющегося наряду с употреблением огня и энергии одним из трех наиболее важных изобретении в истории человечества. Подобно всем великим преобразованиям, оно представляло собой не единичный акт, а постепенное накопление связанных между собой изобретений всего содействовавшего основному достижению — разведению злаков. В сущности, это был переход общества от эксплуатации живой среды к господству над ней, первый шаг на пути к достижению полностью производительной экономики.
Зарождение земледелия
Точное время зарождения земледелия определить трудно, и, вероятно, еще долгое время оно будет оставаться предположительным. Ограниченность растений и животных, используемых в сельском хозяйстве, весьма небольшим количеством тесно связанных между собой видов съедобных семян, трав и крупного рогатого скота указывает на возникновение его в определенный период, в некоторой ограниченной области, вероятно на Среднем Востоке. Нет даже уверенности в том, всегда ли выращивание сельскохозяйственных культур и приручение животных были связаны или это явилось результатом •одновременного зарождения чисто земледельческой и чисто скотоводческой культур. Свидетельство, кажется, указывает на ту же альтернативу. Первоначально животных мог привлекать превосходный корм, оставленный выращивавшим злаки человеком, и возможно, они таким образом приручались. Приручение не было чем - то совершенно новым: собака была приручена уже в древнекаменном веке. Меня поразила одна незаметная, но важная мысль, а именно, что почти универсальное средство для скашивания злаков — серп, начиная с его формы и зубьев, которыми он был первоначально снабжен, очевидно, является подобием челюсти овцы или другого жвачного животного, которая представляет собой очень действенную травяную косилку. Однако им едва ли пользовались, если бы не было огромного количества овец, которые на самых первых ступенях развития земледелия, по - видимому, легко приручались. Выращивание сельскохозяйственных культур в любом случае является гораздо более важным изобретением, чем приручение животных, ибо без обеспечения кормами обычно невозможно содержать нужное количество животных в ограниченном районе. Далее, рынок сбыта мяса, шкур и шерсти необходимых для горожан, характерен для экстенсивного скотоводческого хозяйства. Кочевое племя пастухов или скотоводов, жившее на равнинах,, нуждалось в таком же количестве земли, какое было бы необходимо для охоты на тех же, но диких животных, а если бы не было рынка, на котором можно было приобрести оружие, украшения и дополнительные продукты питания, то эти племена вряд ли стремились бы поменять охотничий азарт на заботы, связанные с уходом за животными.
Однако возделывание зерновых культур может возникнуть и без какой - либо - коренной ломки культуры в богатом кормами районе, где имелось изобилие диких злаков, которые женщины собирали и сохраняли в корзинах в местах постоянных поселений. Довольно много семян разбрасывалось повсюду для того, чтобы из них затем произросли злаки, стоящие того, чтобы их сжать. Изобретение земледелия едва ли является много большим, чем такое понимание этого случайного явления, которое достаточно ясно для оправдания практики посева злаков в качестве умышленного жертвоприношения хорошей пищи с тем, чтобы иметь более обильный ее возврат в следующий сезон. Это предполагает известную оседлость, которая в любом случае могла определяться ограниченностью открытых участков земли в лесу или же обводненных участков в степи. Имеется ряд доказательств того, что земледелие могло возникнуть на аллювиальных наносных отложениях горных потоков по краю степей, которые должны были служить естественным прибежищем для людей и зверей, когда начиналась засуха на равнинах.
Так как собирание зерен было женским занятием, земледелие было, по всей вероятности, изобретением женщин и в любом случае было женской работой, по крайней мере до изобретения мотыги, которую тянули быки, или плуга, ибо он был сделан из мотыги, происходящей от палки с загнутым концом древнекаменного века, которую женщины употребляли для выкапывания корней. В тех местах, где не охота, а земледелие было основным способом добывания пищи, соответственно повышалось положение женщин, а развитие тенденции перехода от определения родства по матери (материнской линии) к определению родства по отцу (отцовской линии), которое первоначально породила охота, приостанавливалось и прекращалось. Только там, где преобладало скотоводство, как это было на землях, граничащих с земледельческими поселениями, произошел полный переход к патриархату, как это описано в Библии.
Но каково бы ни было его происхождение, земледелие привело к существенно новым отношениям между человеком и природой. Человек перестал вести паразитический образ жизни за счет животных и растений с того момента, как он смог вырастить на небольшом участке столько же продуктов питания, сколько мог добыть с помощью охоты или собирательства на обширной территории. Занимаясь земледелием, он установил господство над живой природой благодаря познанию ее законов воспроизводства и тем самым добился новой и еще большей независимости от внешних условий. Вначале земледелие было - просто царапаньем земли, огородной культурой, насаждаемой на временно расчищенных, а затем покидаемых участках земли, — оно было своего рода кочевым земледелием, до сих пор практикующимся многими племенами нашего времени. Но даже на таком низком уровне практика земледелия имела революционизирующее влияние на материальную и общественную культуру человека. Если земледелие сравнить с любым из изменений, происшедших в древнекаменный век, то оно знаменует новую форму прогресса. Переход к земледелию привел к новому типу общества, качественно отличного от предшествующих в силу колоссального количественного роста числа людей, которые могли бы прокормиться на той же земле. Охота должна была быть почти непрерывной, а земледелием занимались лишь в определенное время года. Большинство населения могло освобождаться для других целей в определенные периоды. Итак, земледелие принесло новые возможности, а с ними и новые проблемы.







Материалы

Яндекс.Метрика