НАУКА И СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА

Все характеристики науки, данные в предыдущих разделах, могут служить для описания науки как института, как метода, как растущего и все более организованного комплекса экспериментов. Однако сами по себе они не могут объяснить ни основных функций современной науки, ни того, почему наука первоначально возникла как специфический вид общественной деятельности. Объяснение следует искать в той роли, какую играла наука в прошлом и какую она играет в настоящем во всех формах производства. История улучшения средств господства человека над неорганической и органической средой показывает, как это будет кратко изложено в последующих главах, что такое улучшение имеет место в периоды, каждый из которых знаменуется появлением какой - либо новой материальной техники. Даже в настоящее время, когда у нас есть археологическая терминология (впервые предложенная Томсоном в 1836 году, но основывающаяся на традициях классической древности, дошедших до нас от Гесиода и Лукреция), мы описываем эпохи прошлого, прибегая к названиям использовавшихся тогда материалов — каменный век, бронзовый век, железный век (хотя мы и опустили золотой век). Мы дополнили этот перечень веком пара и электричества и сейчас вступили в атомный век.
Однако сами по себе материалы не приносят пользы человеку — он должен научиться придавать им форму. Даже исходные материалы надо было отломить от дерева, чтобы сделать дубинку или копье. И именно благодаря отбору и обработке материалов, позволивших использовать их в качестве орудий для удовлетворения основных потребностей человека, возникла сначала техника, а затем наука. Техника — это индивидуально приобретенный и общественно закрепленный способ изготовления чего - либо; наука — это способ понимания того, как это изготовить, с тем чтобы изготовить лучше.
Когда мы перейдем к более подробному рассмотрению в последующих главах первого появления отдельных наук и стадий их развития, постепенно будет становиться более понятным, что они развивались и росли только тогда, когда находились в живом и тесном контакте с механизмом производства.
История науки отличается неравномерностью: огромные вспышки активности сменяются длительными периодами застоя, продолжающимися до новой вспышки, часто уже в другой стране. Но место и время усиления научной активности никогда не бывает случайным. Мы видим, что периоды расцвета - науки обычно совпадают с периодами усиления экономической активности и технического прогресса. Из Египта и Месопотамии наука перешла в Грецию, из мусульманской Испании — в Италию эпохи Возрождения, оттуда — в Нидерланды и Францию, а затем — в Шотландию и Англию времен промышленной революции: она переходила туда, где сосредоточивались торговля и промышленность. В ранние периоды своего развития наука следовала за промышленностью; теперь она имеет тенденцию догнать ее и руководить ею, поскольку место науки в производстве стало совершенно понятным. Наука начала с изучения - колеса и горшка, а создала она паровую и динамомашины.
В промежутках между вспышками активности наступают периоды затишья, иногда периоды вырождения, как было в Египте в эпоху последних династий фараонов, или же в последние годы классической эпохи, или в самом начале XVIII века. Как мы увидим, этим периодам соответствуют периоды застоя и упадка в организации общества, причем производство следовало традиции, а всякое участие в нем считалось недостойным образованных, людей.
Рассмотрение тесной связи между наукой и изменениями в технике само по себе не объясняет происхождения и развития науки; нам, кроме того, нужно знать социальные факторы, определяющие сами изменения в технике. Зависимость технических факторов от общества достаточно очевидна. Технический уровень производства в любое время ограничивает возможные формы общественной организации. Было бы бесполезным искать большое национальное государство в период каменного века, когда собирательство и охота ограничивали действующую общественную ячейку несколькими сотнями людей, бродившими по обширной территории. Современная городская цивилизация также не могла возникнуть до тех пор, пока сочетание усовершенствований в сельском хозяйстве и в промышленности сделало возможным содержание большинства - населения в отрыве от земли.
Тем не менее изменения в технике не так просто определяются общественной организацией. Было бы неправильным предполагать, что человечество - в прошлом действовало как одно мыслящее целое, постоянно ищущее использования существующих средств для обеспечения лучшей жизни всем людям и постоянно изыскивающее лучшие средства для распространения власти человека над природой. Как будет показано в последующих главах, в действительности на протяжении большей части истории человечества усовершенствования в технике возникали главным образом под влиянием возможности получения непосредственной выгоды, которую они приносили определенным людям или классам, часто в ущерб другим, а иногда и для их уничтожения, как, например, во время войн — этого вечного источника изобретательности. В конечном счете формы общества зависят от отношений людей в процессе производства и распределения продуктов — отношений, почти всегда предусматривающих неоправданное господство богатых над бедными, а иногда и прямое принуждение, как было в эпоху рабства.
Именно эти производственные отношения, зависящие от технических средств производства, обусловливают необходимость изменений в самих средствах производства, и это вызывает рост науки. Когда происходят быстрые изменения производственных отношений, а также когда новый класс приходит к власти, тогда имеет место определенное стремление к усовершенствованиям в производстве, которые увеличат богатство и мощь этого класса, а наука в это время в большом почете. Когда же такой класс утвердился и еще достаточно силен, чтобы предотвратить появление нового соперника, возникает заинтересованность в сохранении существующего порядка, и тогда техника становится традиционной, а наука пребывает в загоне. Такая упрощенная картина, конечно, сама по себе недостаточна для подробного объяснения роста науки. Для того чтобы вскрыть причину роста науки в данном месте и в определенный период, требуется гораздо более детальное изучение, примеры которого можно найти в последующих главах и то в общих чертах. Также необходимо выявить взаимодействие между материальными факторами — пригодностью таких товаров, как дерево или уголь; техническими факторами — уровнем и распространением мастерства; экономическими факторами — предложением и спросом на товары и рабочую силу, для объяснения подъема и упадка науки и, наоборот, ее влияния на производство.







Материалы

Яндекс.Метрика