ПРОИСХОЖДЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ НАУКИ

Различные виды знания, приобретаемые первобытным человеком из познания им орудий труда и производства, огня, животных и растений, ритуалов и мифов об обществе, в своих первоначальных успехах не очень отличались друг от друга. Всюду, где они существовали, они соединялись в одну общую культуру. Чтобы понять генезис науки из этой культуры, недостаточно описать ее развитие, не выходя за рамки опыта человека тех времен. Необходимо также изучить этот опыт в свете современной науки. Мы должны определить объем известного в тот или иной период, в той или иной области опыта в сравнении с относительной сложностью того, что должно быть познано. Полностью рациональная и полезная наука может возникнуть лишь там, где имеется какая - либо надежда на такое понимание внутренней деятельности части окружающей среды, которое достаточно для того, чтобы по желанию уметь обращать ее на благо человека. Неодушевленный мир проще мира одушевленного и намного проще общественного, так что рациональный и в конечном счете научный контроль над окружающей средой неизбежно будет распространяться таким порядком.
Изготовляя и используя орудия, человек тем самым преобразовывал природу в соответствии со своим желанием. Это явилось истоком рациональной механики — овладения законами движения материи в пространстве, выраженным в умении обращаться с рычагом, луком, бумерангом и боласом. Даже не имея такого понимания действий природы, человек получал возможность в той или иной мере извлекать пользу из окружающей его среды, которая не имела никаких признаков порядка. Человеку было необходимо лишь знать, что ожидать, и брать то, что даст природа, причем он не нуждался в создании для себя чего - либо. Это — сфера наблюдательных и описательных наук, которые являются основой искусства охоты и собирания плодов в определенные времена года. Кроме того, что поддается непосредственному воздействию человека, и того, что можно ожидать от природы, человек еще стремится применить свои способности, но другими способами, вначале в магии и позднее — в рамках религии.
Во всяком случае, интересы первобытного человека были строго ограниченными и сугубо практическими. Они сводились к обеспечению необходимого для жизни — пищи, животных и растений, — а также материалов для изготовления орудий и средств труда, которые, в представлении первобытных людей.
совместно с такими вещами, как небесные тела или особенности ландшафта, приносили им изобилие. Если область рационального и предполагаемого была небольшой, она все же составляла очень большую часть того, чем действительно интересовался первобытный человек. С развитием общества сфера действия науки неизмеримо выросла, но сфера интересов росла с такой же быстротой, а может быть, и быстрее. Нет оснований полагать, что первебытный человек чувствовал себя менее обеспеченным в свеем мире, чем мы в нашем.







Материалы

Яндекс.Метрика