Материализм и идеализм

Однако общий характер теоретических разногласий внутри самой науки не нов. При изучении истории науки становится ясно, что борьба между двумя основными противоположными тенденциями — формальной и идеалистической, с одной стороны, и практической и материалистической — с другой, проходит иногда в скрытой, а иногда в явной форме с самого момента зарождения науки.
Мы увидим, что это противоречие было доминирующим в греческой философии, но в действительности оно должно было возникнуть гораздо раньше, при первоначальном образовании классовых обществ, ибо общие социальные признаки обеих сторон в этом конфликте никогда не вызывали сомнений.
Сторонники идеалистического мировоззрения являются сторонниками «порядка», аристократии и принятой религии, а наиболее последовательным сторонником идеализма является Платон. Согласно идеализму, цель науки состоит в объяснении того, что вещи таковы, каковы они есть, и того, что невозможно и дерзко надеяться изменить их сущность. Платон считал необходимым устранить лишь некоторые недостатки, такие, как демократия, ибо прочность государства зависит от забот правителей — «людей золота». Преимущество такого положения не сразу может быть замечено низшими классами, поэтому необходимо доказать им всю иллюзорность материального мира и, следовательно, нереальность зла в нем. В таком воображаемом мире изменения являются злом; идеал, добро, истина и прекрасное вечны и несомненны; очевидно, что они не превалируют на земле, а их надо искать на совершенных небесах. Этот взгляд оказал сильное влияние на развитие науки, в частности на астрономию и физику, и даже в наше время — в более развитых и изощренных формах — вновь появилась сильная тенденция воздействия этого взгляда на науку.
Материалистический взгляд в некоторой степени благодаря своему практическому характеру и даже больше благодаря своей революционной сущности в течение столетий не встречал поддержки в ученых кругах и редко формировал часть официальной философии. Тем не менее этот взгляд нашел одно из своих выражений в эпикурейской поэме Лукреция «De rerum Natura» («О природе вещей»), которая показывает как его силу, так и опасность для установившегося строя. Этот взгляд является, по существу, философией, трактующей об объектах и их движениях, объяснением природы и общества от частного к общему, а не от общего к частному. Он подчеркивает неисчерпаемое постоянство вечно движущегося материального мира и человеческую способность к преобразованию его путем изучения его законов. Материалисты классических времен не могли идти дальше, как мы увидим из дальнейшего изложения, из - за их отрыва от ручных ремесел; позднее великий реформатор материализма Френсис Бэкон также не смог этого сделать. В определенный момент, в ходе промышленной революции в Англии, наука фактически стала материалистической, хотя она и продолжала заискивать перед идеалистами по политическим и религиозным соображениям. До середины XIX века материализм в философском отношении оставался несовершенным, так как он не был связан с обществом и с происходящими в нем изменениями и поэтому не был в состоянии дать объяснение политическим и религиозным явлениям. Распространение и преобразование материализма, с тем чтобы дать объяснение политическим и религиозным явлениям, было делом Маркса и его последователей. Вначале новый диалектический материализм действовал в области экономики и политики, и только в наше время он начинает проникать в сферу естественных наук.
Борьба между идеалистическим и материалистическим направлениями в науке является постоянной характерной особенностью истории науки с самых ранних времен. Идеализм Платона был в некотором смысле ответом на материализм Демокрита, основоположника атомистической теории. В средние века Роджер Бэкон нападал на господствовавшую в то время философию Платона — Аристотеля и проповедовал такую науку, которая приносила бы практическую пользу. За свои труды он был заключен в тюрьму. В великой борьбе эпохи Возрождения за создание современной экспериментальной науки основным ее врагом было формалистическое учение Аристотеля, поддерживаемое церковью. Аналогичная оппозиция обнаруживается в XIX веке в столкновении между наукой и религией по поводу эволюционной теории Дарвина.
Само постоянство этой борьбы, несмотря на последовательные победы, одержанные материалистической наукой, показывает, что эта борьба, по существу, касается не только философии и науки, а является отражением политической борьбы в сфере науки. На каждом этапе идеалистическую философию призывали представлять дело таким образом, что имеющееся в данное время недовольство является иллюзорным, а также оправдывать существующее положение вещей. На каждом этапе материалистическая философия полагалась на практический опыт, почерпнутый из действительности, и на необходимость изменений.







Материалы

Яндекс.Метрика