Символизм

Объекты и ситуации, с которыми имеет дело язык, всегда более сложны, чем звуки, употребляемые для их описания. Вследствие этого слова в языке неизбежно являются абстрактными и обобщенными символами. Они годятся только для обозначения условного действия, которого требует данная ситуация, — не больше. В самом акте создания своих языков человеческие общества были вынуждены обобщать — вводить одно слово для обозначения различных предметов и употреблять словесный символизм, или стенографию. Манипуляции этих символов в мозгу совместно с непосредственным зрительным представлением образуют человеческую мысль. Научные формулы и теории являются только естественным и сдерживаемым распространением процесса формирования языка. Словесный символизм, как мы увидим, может быть источником как заблуждения, так и познания. Если выделить повелительные эмоциональные свойства слов, они могут превратиться в магические заклинания. Если символы взяты вместо материального объекта или действия, то они могут превратиться в символы (counters) идеалистической логики.
Общественная жизнь на ранней стадии
Язык со всем его разнообразием и способностью к изменению обладает намного большим постоянством, чем техника. Каменный век миновал, но языки, которыми мы пользуемся в наше время, в основном те же, на которых должны были говорить некоторые племена каменного века. Таким образом, изучение языка — этого живого остатка прошлого — должно быть существенным дополнением к изучению сохранившихся остатков материальных культур. Изучение того и другого совместно с данными о первобытном образе жизни ныне существующих племен вполне может воспроизвести некую картину общественной жизни ранних периодов. Здесь не место создавать такую картину, да и я не в состоянии сделать это. Я намерен только показать те ее стороны, которые относятся к происхождению и влиянию науки.
Отношения членов социальной группы между собой с самого начала должны были глубоко изменять действия и чувства отдельных мужчин и женщин. Поиски еды, ее приготовление и распределение, само поедание ее в стойбище и часто обрядовые принятия пищи — все это были социальные акты. Они были специфически человеческими, так как характеризуют глубокое изменение безусловной реакции животного на пищу — всегда поедать ее, когда голоден, и не подпускать близко к ней других. Реакция человека, с другой стороны, в значительной степени обусловлена традиционными обычаями, установленными для сохранения социальной группы. Говоря другими словами, человек является единственным полностью самовоспитывающимся животным. В противоположность другим млекопитающим, инстинктивное воспитание которых проводится родителями в течение первых немногих дней или недель жизни, каждое человеческое существо, появившееся на свет, проходит сложный процесс воспитания, начинающийся с самого рождения и длящийся многие годы. Процесс социального обусловливания, или воспитания, строго традиционен — традиции поддерживают его непрерывность, и изменяется он очень медленно со времен возникновения общества до сего дня.







Материалы

Яндекс.Метрика