ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИДЕИ

Так как археологические данные материальны, то, естественно, мы знаем гораздо больше о технических достижениях первобытного человека, нежели о его достижениях в области идей, но те небольшие доказательства, которыми мы располагаем, в сочетании с данными о жизни первобытных народов наших дней показывают, что эти идеи также должны быть весьма значительны. Во - первых, невозможно проводить целый комплекс механических и организационных работ в обществе, занимающемся охотой и не умеющем образовывать внутренние связи и общественную организацию. Охота часто проводилась в больших масштабах и на таких животных, как мамонт или дикая лошадь, что требовало искусной расстановки сотен людей.
Кроме того, имеется прямое свидетельство о развитии мифов и ритуалов в палеолитических стоянках, в частности в местах погребения. Сам по себе факт того, что погребение практиковалось почти с самого начала древнекаменного века, указывает на существование того или иного отношения к судьбе человека после смерти. Отношение, казалось, было очень простым, погребения с орудиями и пищей являются доказательствами наличия веры в загробную жизнь, которая не очень отличается от такой веры в современных религиях. Но некоторые обычаи, как, например, покрывание трупов красной охрой в подражание крови, свидетельствуют о довольно широком применении магии. Это подтверждается всеми примечательными рисунками, которые нижнепалеолитический человек оставил в пещерах и скальных убежищах. Такие рисунки носили чисто магический характер и в основном делались для того, чтобы способствовать охоте и увеличению количества животных для нее.
Будет справедливо сделать вывод по аналогии с современными нецивилизованными племенами, что это свидетельство указывает на наличие целого комплекса ритуалов, состоящих, по существу, из танцев и песен, воспроизводящих успешную охоту на тех животных, которых изображали танцоры. Именно из таких церемоний должно было произойти театральное искусство, так же как и религиозные ритуалы. Подражание животным делалось, конечно, для обмана их, и его успех не должен был ограничиваться только животными. Обманные действия затем передадутся войне, а поэтический вымысел легко переродится в простую ложь.
Вначале все должны были участвовать в ритуальных церемониях, по к концу древнекаменного века уже имеются доказательства начала специализации. Живопись в отдаленных, труднодоступных пещерах должна была производиться искушенным художником, который должен был, кроме того, еще довольно часто участвовать в охоте для поисков и изучения своих объектов: изображения в действии. Среди этих рисунков случайно были обнаружены отдельные фигуры переодетых мужчин, изображающих животных, которые, казалось, имели какое - то особое значение. В большинстве первобытных племен нашего времени мы находим колдунов, или шаманов, про коих думают, что они по - особому связаны с силами, которым подвластны части мира или окружающей среды, имеющие отношение в первую очередь к пище, но также к здоровью и удаче в жизни. Эти люди до некоторой степени освобождены от постоянной работы по добыванию пищи и изготовлению орудий и вместо этого должны использовать свое магическое искусство для общего благополучия. Они также отвечают за сознательное сохранение традиционного обучения и, следовательно, за его изменение в развивающемся обществе. Поэтому их предшественники, жившие в древние времена, являются прямыми предками в области культуры святых королей,, священников, философов и ученых.







Материалы

Яндекс.Метрика