ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУКИ

Эта работа представляет собой попытку описания и интерпретации взаимоотношений между развитием науки и других аспектов человеческой истории. Конечная цель данной книги — подвести к пониманию некоторых важных проблем, вытекающих из воздействия науки на общество. Цивилизация, какой мы ее ныне знаем, в ее материальном аспекте невозможна без науки. В своем моральном и интеллектуальном аспекте эта цивилизация также глубоко заинтересована в науке. Распространение научных идей — это важный фактор в переделке всего образа человеческого мышления. Однако в противоречиях и устремлениях нашего времени мы находим постоянные и растущие трудности науки. Люди живут — боясь уничтожения атомной бомбой или бактериологическим оружием — в надежде на улучшение жизни путем применения науки в сельском хозяйстве и медицине. Само разделение мира на два основных лагеря с крайне противоположной идеологией является частично последствием науки. Два лагеря, на которые сейчас разделен мир, служат примером различных целей в применении науки. Настоятельная потребность в их примирении отчасти обусловлена также катастрофическим и самоубийственным характером научного ведения войны.
Ход событий все более настойчиво выдвигает перед нами такие затрагивающие науку проблемы, как правильное использование науки в обществе, милитаризация науки, взаимоотношения науки и правительств, секретность в науке, свобода науки, место науки в просвещении и общей культуре. Как должны решаться эти проблемы? Попытки решить эти проблемы, обращаясь к установившимся принципам или само собой р азумеющимся истинам, приводят большей частью к путанице. Такое решение не дает, например, ясного ответа на вопрос об ответственности ученого перед научной традицией, человечеством или государством. В быстро изменяющемся мире мало надежд на идеи, некритически заимствованные из общества, которое безвозвратно исчезает. Но это не означает, что данные проблемы вообще неразрешимы и чю поэтому надо впадать в безнадежный пессимизм и иррационализм, который так характерен для современной интеллигенции в капиталистических странах. В конечном счете эти проблемы должны быть решены, и на них будет дан практический ответ в процессе отыскания путей наиболее гармоничного и результативного для человечества использования и развития науки. Уже проведено много удачных опытов в тех странах, где наука сознательно посвящена целям созидания и улучшения благосостояния. Даже в Англии и Америке опыты по использованию науки для войны и подготовки к войне научили ученых кое - чему из того, что можно было бы сделать, используя науку в мирных целях.
Но одних только опытов недостаточно, и, действительно, они никогда не могли проводиться обособленно. Сознательно или бессознательно ученые обязательно руководствуются теориями и взглядами, почерпнутыми из общего фонда человеческой культуры. Когда это происходит бессознательно, такая зависимость от традиций будет слепой и приведет лишь к повторению более ранних попыток решений, которые в силу изменившихся условий стали бесполезными. Когда это делается сознательно, такое применение теории должно повлечь за собой более глубокое знание отношения науки к обществу в целом, для чего первейшей необходимостью является знание истории науки и общества. В науке, больше чем в каком - либо другом институте человечества, необходимо изучать прошлое для понимания настоящего и господства над природой в будущем.
Такое положение, по крайней мере до недавнего времени, обычно слабо поддерживалось учеными - практиками. В естествознании и особенно в физических науках прочно закрепилась идея о том, что имеющиеся в настоящий момент знания заменяют и вытесняют все знания прошлого. Допускается, что будущие знания в свою очередь сведут на нет настоящие, но в данный момент они наиболее достоверны. Все использовавшиеся ранее знания поглощаются современными знаниями, отброшены лишь ошибки, порожденные неведением. Короче говоря, выражаясь словами Г. Форда, «история — это чепуха».
К счастью, все большее количество ученых в наше время начинают осознавать последствия такого пренебрежительного отношения к истории и вместе с тем, что неизбежно, последствия пренебрежительного отношения и к осмысленной оценке места науки в обществе. Только такое знание истории может предохранить ученых — ради того престижа, которым они пользуются, — от роли слепых и беспомощных пешек в великой современной драме использования и злоупотребления наукой. Верно, что в недавнем прошлом ученые и народ в большинстве своем продолжали преспокойно пребывать в удобной для себя вере в то, что применение науки само собой приведет к устойчивому улучшению благосостояния человечества. Эта идея не очень стара. Она была революционной и опасной мыслью во времена Роджера Бэкона, и впервые, спустя 300 лет, ее отстоял Фрэнсис Бэкон. Лишь значительные и прогрессивные изменения в науке и производстве, вызванные промышленной революцией в Викторианскую эпоху, сделали эту идею прогресса надежной и прочной истиной, почти банальностью. Теперь, конечно, не так, в эти трудные и беспокойные дни, когда сила, которую может предоставить наука, кажется скорее непосредственно способной смести с лица земли цивилизацию и даже самую жизнь, чем гарантировать непрерывный прогресс мирных ремесел. Впрочем, и здесь закралось сомнение, и некоторые неомальтузианцы боятся, что даже излечимая болезнь опасна на перенаселенной планете.
В хорошем или в плохом смысле, но значение науки в наши дни не нуждается в подчеркивании, и именно ввиду такого ее значения оно требует понимания. Наука является средством, благодаря которому производится быстрое переустройство всей нашей цивилизации. А наука растет теперь не как в прошлом — постепенно и незаметно, — но очень быстро, путем скачков, что видно всякому. Структура нашей цивилизации на протяжении жизни даже нашего поколения очень сильно изменилась и с каждым годом продолжает изменяться все быстрее и быстрее. Для того чтобы понять, как это происходит, недостаточно знать, что делает наука в наше время. Необходимо также знать, как она стала тем, чем она является сейчас, как влияла на науку в прошлом смена форм общественного устройства и как она в свою очередь способствовала формированию их.
Некоторые из все возрастающего влияния науки на нашу жизнь делают выводы, что сами ученые действенно контролируют механизм цивилизации, а поэтому несут огромную прямую ответственность за бедствия и несчастья нашего времени. Большинство из тех, кто действительно работает в науке, достаточно хорошо знает, как далеко это убеждение от истины. Использование результатов труда ученых почти совершенно им не подвластно. Следовательно, ответственность ученых за ее использование остается чисто моральной. Но даже и этой ответственности по традиции сложившейся в науке, обычно избегают, превознося беспристрастные поиски истины независимо от любых возможных результатов. Этот удобный предлог для избежания ответственности, как мы увидим, был достаточно хорош до тех пор, пока общий социальный прогресс, главным образом благодаря науке, казался обычным явлением. Тогда ученый вполне резонно мог считать свои устремления совпадающими с текущими экономическими и политическими тенденциями и быть вполне довольным тем, что ему предоставлена возможность самостоятельно следовать по свободно избранному им пути. Но перед лицом все возрастающих потребностей, нищеты и страха во всем мире и в условиях такого положения, при котором наука все более непосредственно вовлекается в весьма неприятные сферы подготовки войны, эта позиция начинает трещать по всем швам. В современном мире ученым трудно избежать моральной ответственности.
Противоположное заключается не в уклонении ученых от ответственности, а в более сознательной и активной ответственности перед обществом, когда, с одной стороны, наука сможет внести определенный вклад в планирование промышленности, сельского хозяйства и медицины, в результате чего работа ученого может получить полное одобрение общества, и, с другой стороны, наука сможет достичь такого распространения и подвергнуться такому преобразованию, что станет для всех неотъемлемой частью жизни и работы.
Превращение науки из безответственной перед обществом в науку, ответственную перед ним, только начинается. Его природа и направленность еще полностью не определены. Это одна, хотя и жизненно важная сторона социального превращения экономики, стимулируемой индивидуальным обогащением, в экономику, направленную на достижение всеобщего благосостояния. Этот процесс становится одним из наиболее важных преобразований, происшедших за всю историю человечества, и поэтому он имеет огромное значение, в силу чего следует всесторонне рассмотреть и правильно понять его развитие, ибо он таит в себе как большие опасности, так и неограниченные возможности. Необходимо наилучшим способом провести это преобразование и обеспечить разумное использование науки на каждой стадии ее развития, что является наиболее веским аргументом в пользу изучения отношений между наукой и обществом в прошлом, так как только путем такого изучения данное отношение может быть соответствующим образом понято.
Аспекты науки
Прежде чем приступить к исследованию взаимоотношений между наукой и обществом, необходимо сказать несколько слов о значении и предмете самой науки. Конечно, сейчас может показаться более естественным и удобным начать с определения науки. Профессор Дингл в своей пространной рецензии на мою книгу «Общественные функции науки» требует, чтобы это было сделано. Он считает, что автор должен начать «с установления того, что представляет собой это явление, и возможно более точного описания его самого, отвлекаясь от каких - либо его функций, которыми оно может обладать, или каких - либо отношений, которые оно может иметь с другим явлением, а затем автор должен приступить к рассмотрению вопроса о роли, которую оно играет или может сыграть в жизни общества».
Накопившиеся у меня опыт и знания убеждают меня в бесполезности и бесплодности такого порядка исследования. Наука так стара, на протяжении своей истории она претерпела столько изменений и каждое ее положение настолько связано с другими аспектами общественной деятельности, что любая попытка дать определение науки, а таких имеется немало, может выразить более или менее точно лишь один из ее аспектов, и часто второстепенный, существовавший в какой - то период ее развития. Эйнштейн по - своему выразил это положение:
«Наука как нечто существующее и завершенное является чем - то наиболее объективным из известного человеку. Но в своей деятельности как цель, к которой мы стремимся, наука так же субъективна и психологически обусловлена.
как и любая другая область человеческих устремлений, причем настолько субъективна, что на вопрос «какова цель и значение науки?» в различные времена и от разных людей мы получаем совершенно различные ответы».
К человеческой деятельности, являющейся лишь неотъемлемой стороной единственного и неповторимого процесса социальной эволюции, принцип дефиниции, строго говоря, неприменим.
Наука больше какого - либо другого рода человеческой деятельности по своей природе изменчива. К тому же она, как одно из последних достижений человечества, изменяется наиболее быстро. Кроме того, она не существовала обособленно в течение длительного периода времени. На заре цивилизации она была лишь одним из аспектов деятельности магов, поваров или кузнецов. И только в XVII веке она начала достигать независимого положения; да эта независимость сама по себе, возможно, тоже является лишь временной фазой. В будущем, вероятно, будет так, что научные знания и метод настолько проникнут во все отрасли общественной жизни, что наука снова не будет существовать обособленно, так что дать определение науки, по существу, невозможно, и поэтому единственным способом выражения того, что рассматривается в данной книге как наука, должно быть пространное и развернутое описание. Это будет задачей последующих глав, а здесь — в качестве ключа к более детальному рассмотрению — делается попытка в нескольких словах проанализировать основные аспекты, в которых проявляется наука в современном мире.
Наука может рассматриваться: (1.1) как институт, (1.2) как метод, (1.3) как накопление традиций знаний, (1.4) как важный фактор поддержания и развития производства и (1.5) как один из наиболее сильных факторов, формирующих убеждения и отношения к миру и человеку. В разделе 1.6 рассматривается взаимодействие науки и общества. Перечисляя эти различные аспекты науки, я не хочу сказать, будто бы существует несколько различных «наук». При любом понимании столь широкий охват по времени, связи и категории множественных аспектов и отношений должен быть правилом. Слова «наука» или «научный» имеют целый ряд различных значений в зависимости от контекста, в котором они употребляются. Профессор Дингл взял на себя труд перечислить десять таких значений, взятых из моей книги. В одном случае цитированное им слово «наука» сопоставляется со словом «техника» — делом порядка практического применения, в другом случае научный метод как средство проверки сопоставляется с интуитивным признанием открытия. Все эти значения — важные употребления слова «наука», но, для того чтобы извлечь из них полное значение этого слова, их необходимо увязать в общей картине развития науки. Что касается аспектов науки, перечисленных выше, то аспекты науки как института и как фактора в производстве почти исключительно относятся к современному периоду. Метод науки и его влияние на убеждения относятся к эпохе древней Греции, если не раньше. Традиции знания, передаваемые от родителей к детям, от мастера к подмастерью, являются самыми непосредственными источниками науки, существующими с самых ранних веков жизни человека и задолго до того, как науку смогли считать институтом или мог развиться метод, отличный от здравого смысла и традиционного учения.







Материалы

Яндекс.Метрика