Аэродинамика

В основном именно в связи со своим эмпирическим происхождением аэроплан должен был в первые десятилетия своего существования больше давать науке, чем извлекать из нее. Это обстоятельство послужило причиной для начала серьезного изучения аэродинамики, что должно было получить широкий отклик в машиностроении и даже в метеорологии и астрофизике. Усилия, относящиеся к более раннему периоду, такие, как работа Магнуса (1802 — 1870), сосредоточивались на полете снарядов. Изучение обтекаемого движения и турбулентности, предпринятое в связи с работой над первыми аэропланами, нашло себе непосредственное применение в конструкции судов и во всех проблемах, связанных с воздушным течением, начиная с доменных печей и кончая вентиляцией жилищ.
Сравнение развития аэроплана в XX веке с развитием паровоза в XIX веке показывает колоссальную роль экономических и политических условий эпохи империализма. Даже сегодня паровозостроение представляет собой в экономическом отношении гораздо более выгодное дело, чем самолетостроение. Но паровоз был создан в период глубокого мира и по соображениям чисто коммерческим и связанным с получением прибылей (стр.305). Он потребовал крупных капиталовложений, однако можно было твердо рассчитывать на то, что он себя окупит. Аэроплан, однако, почти с самого начала рос под крылышком государства, ни на минуту не упускавшего из виду его военного значения. Строительство самолетов все еще не может себя окупить, и их эксплуатация осуществляется только с помощью прямых или скрытых субсидий. Удобства и незначительные преимущества, обеспечиваемые аэропланом, как, например, оказание врачебной помощи в отдаленных местах или борьба с таким бичом, как саранча, являются абсолютно тривиальными по сравнению с его эффективностью в распространении разрушений. Даже до изобретения атомной бомбы его вездесущность и сознание, что «бомбардировщик всегда прорвется», сеяли во всем мире чувство страха и разбивали надежды на возможность какой - либо окончательной безопасности.







Материалы

Яндекс.Метрика