Авиация

Летать как птица было извечной мечтой человечества, как об этом свидетельствуют широко распространенные легенды о летающих людях или летающих машинах, а также издревле делавшиеся во всех странах мира попытки подражать птицам. Мечта эта особенно привлекала ученых, — таких непохожих друг на друга фигур, как Леонардо да Винчи (215), Джон Дамиан (ок. 1500), алхимик Иаков IV Шотландский, математик Кейли (1821 — 1895) и физик - экспериментатор Ленгли (1834 — 1906). Мы знаем, что никому из них не удалось добиться успеха, по крайней мере в осуществлении длительного полета, из - за отсутствия легкого двигателя, хотя они и могли конструировать и заставлять летать любые планеры, как это может сделать любой человек сегодня. Фактически, хотя ученые указали путь к этой цели и хотя Ленгли сконструировал большую, приводимую в действие паром модель, которая смогла пролететь около полумили, не ученым было суждено сделать окончательные, увенчавшиеся успехом усилия. Проблемы полета столь сложны, что не могли быть разрешены наукой прошлого века; и поистине много важных вопросов все еще выходят за пределы возможностей современной науки.
Осуществление полетов в нынешней практике должно было явиться скорее техническим, чем научным достижением и похоже на преобразование пироги в судно. Однако между двумя этими процессами имеется следующее важное различие: в то время как для первого из них потребовалось примерно 2000 или 3000 лет и происходил он почти совершенно незаметно, второй был успешно осуществлен меньше чем за 20 лет и явился результатом буквально одного решающего скачка. Это различие обусловлено более динамичными техническими и общественными условиями и темпами XX века. Прежде попытки осуществить полет имели, и должны были иметь, чисто любительский характер. Только энтузиасты могли пойти на риск верных финансовых потерь и серьезной опасности для жизни и здоровья, сопряженных с ранними летательными экспериментами. Лилиенталь, величайший и наиболее научно подготовленный из пионеров, разбился в 1896 году со своим планером. Однако имелось достаточно любителей и приобретенный ими опыт передавался от одного к другому, пока не был достигнут окончательный успех.
В осуществлении длительного полета все зависело от наличия достаточно легкого двигателя, а такой источник энергии мог быть получен только в XX веке в результате усовершенствования двигателя внутреннего сгорания. Братья Райт, механики - велосипедисты по профессии и аэронавты по призванию, смонтировали ими самими сделанный двигатель на самолет и работали над его усовершенствованием до тех пор, пока он в первый раз не полетел в 1903 году. Труден только первый шаг. Стоило Орвилю Райту поднять свой аэроплан в воздух и заставить его пролететь несколько футов, как будущее авиации было обеспечено. Неважно, сколько несчастных случаев, финансовых убытков было с этим сопряжено, — люди знали теперь, что могут летать. Прогресс во всех направлениях, хотя в течение десятилетия он все еще носил любительский характер, шел быстрыми темпами уже просто потому, что сейчас новая промышленность моторостроения обладала достаточными капиталами и техническими возможностями, которые могли быть немедленно направлены на любое радикально новое начинание. Непосредственная выгодность авиации не была очевидной, однако рекламная ее ценность была колоссальной и могла быть использована новой дешевой прессой. К сожалению, очень скоро возник головокружительный спрос на новые летательные машины. И не прошло и одиннадцати лет со времени первого полета, как первый аэроплан уже принял участие в боевых действиях. С этого момента потребности войны должны были служить постоянным побудительным стимулом для развития авиации, стимулом, который является в этой области абсолютно господствующим.







Материалы

Яндекс.Метрика