Влияние войны на науку и ученых

Мы уже отмечали серьезное изменение в положении и месте науки, порожденное второй мировой войной. В первую очередь это коснулось физической науки, поскольку она явилась той наукой, которая была наиболее передовой и теснее других связанной с войной и промышленностью. И именно война вызвала величайший перерыв в развитии физики в Англии и Америке. Большинство академических лабораторий было закрыто или обращено на военные нужды, и самые блестящие люди занимались проблемами, никакого отношения к их прежней работе не имевшими. То огромное значение, которое война придала физической науке, главным образом в связи с атомной энергией и электроникой, сохранилось и в послевоенный период. Это означало, особенно в Соединенных Штатах, серьезное расширение физических исследований и их оснащение обширной и дорогостоящей аппаратурой, такой, как экспериментальные реакторы, синхротроны и электронные счетчики.
Господство военной науки
Эти аппараты и вообще весь размах этой работы целиком выходят за пределы возможностей даже самых богатых университетов или даже промышленных фирм и могут поэтому быть найдены только в специальных государственных лабораториях или университетских и промышленных лабораториях, субсидируемых государством. Фактически были использованы обе эти возможности с тем результатом, что государственные лаборатории начали соперничать с университетами в организации аспирантуры, а физические факультеты университетов стали играть второстепенную роль по отношению к организованным внутри них по договору с государством программам научных работ. Само по себе это не причиняло особого вреда, а могло бы принести и пользу, обеспечив более тесный контакт между университетом и современной инженерной практикой, если бы не то обстоятельство, что вся эта научно - исследовательская работа в конечном счете проводится ради ее будущей ценности. Следствием войны явилось дальнейшее укрепление преобладания правительственного и монополистического контроля в физической науке.
Степень такого контроля является в различных странах весьма различной. Наиболее тщательно такой контроль осуществляется в Соединенных Штатах Америки.
С самого начала вся работа, связанная с атомной энергией, была подчинена ограничениям безопасности. Начиная с 1950 года это положение распространялось и на другие области. Оно выходит далеко за пределы простого контроля над результатами научных исследований, которые могли бы иметь ценность в военном отношении; оно затрагивает всю жизнь и мышление всего персонала университетов. Оно предполагает принесение клятв в «лояльности» в условиях, когда отказ от них означает увольнение, присяга же отдает преподавателя во власть любого информатора, который может приписать ему связь с любой из огромного множества подрывных организаций или просто обвинить его в том, что он разделяет их идеи.
Положение это достигло кульминационной точки в гонении на д - ра Роберта Оппенгеймера, ученого, непосредственно участвовавшего в создании атомной бомбы. Такая атмосфера оказывает свое влияние на новое поколение ученых, обескураживая всякую самостоятельность мышления, да, по сути дела, и всякую мысль вообще, выходящую за пределы определенной узкой научной специальности.
В Англии военной наукой занимаются в значительно большей мере правительственные учреждения, чем университеты, и строго секретные исследования почти исключительно, хотя и не полностью, ограничиваются государственными лабораториями. Здесь также нет такой непосредственной связи с крупным капиталом, а финансами университетов, хотя они и поступают в основном из казначейства, распоряжается руководство самих университетов. Таким путем удается избежать наиболее страшных зол милитаризации науки, однако ценой урезывания развития научного исследования. Далее, контроль над мыслями осуществляется здесь значительно более тонкими методами, чем в Америке, но бороться против его влияния гораздо труднее. Преподавателей редко увольняют за их политические убеждения — их просто не назначают на ответственные посты, если взгляды их рассматриваются как нездоровые.
Во Франции положение является опять - таки совершенно иным в силу осложнений, связанных с немецкой оккупацией и наличием здесь большой и влиятельной коммунистической партии. Многие выдающиеся ученые смещены с руководящих постов по причинам политического порядка; в частности, один из ученых, открывших ядерное деление, и видный руководитель движения сопротивления Жолио Кюри был снят с поста Верховного комиссара по атомной энергии в связи с публичным заявлением, что атомная энергия никогда не должна быть использована для войны.
Несмотря на такое давление сверху, ученые во всем мире продолжают настойчиво предостерегать против опасностей атомной войны и использования науки для военных целей. Ассоциации ученых - атомников в Соединенных Штатах, Англии и Франции не прекращают своих усилий по проведению высокоавторитетной информации по этому вопросу; к ним присоединяют свой голос и организации более общего характера, такие, как Всемирная федерация научных работников и Наука за мир, а также другие научные организации в Индии, Китае и Советском Союзе. В Японии, фактически, все без исключения научные организации провели кампании протеста против атомных бомб и их испытаний. Наиболее широкий отзвук получили воззвание, выпущенное по инициативе Бертрана Рассела и Эйнштейна и требующее положить конец войне, а также обращение более ограниченного характера, подписанное большинством лауреатов Нобелевской премии. Хотя все эти мероприятия и оказали свое воздействие на общественное мнение, но совершенно очевидно, что необходимо будет сделать еще значительно больше, прежде чем правительства всерьез решатся на заключение соглашения о запрещении атомной войны.







Материалы

Яндекс.Метрика