Расходы на науку и экономия капитала

Погоня за скоростью, несомненно, стимулировала развитие науки и техники, поскольку чем больше скорость, тем больше потребность понять связанные с нею процессы и материалы и повысить уровень спецификации и мастерства. Скорость является только одним из факторов, обусловливающих развитие машиностроительной промышленности в этом направлении. Экономические условия повсюду требуют достижения более низких производственных расходов: Вещи должны делаться не только лучше, но также и быстрее и с помощью меньшего числа людей. Высокие заработки, обеспечиваемые неустанным нажимом профсоюзов, вызывают стремление к экономии рабочей силы. Все это поощряет использование изобретательности и науки. И той и другой обеспечено широкое поле деятельности.
Производственные процессы как таковые имели в прошлом весьма мало отношения к науке. Они выросли путем постоянных и почти незаметных изменений из мастерской раннего металлического века (305), обслуживавшейся хозяином с помощью одного подмастерья. Идо начала XX века никаких серьезных попыток к рациональному и научному их изучению так и не предпринималось. Такая попытка подразумевает среди прочих вещей также и новые взаимоотношения между техникой и наукой. В одном отношении все это представляет собой возвращение к положению, существовавшему до начала промышленной революции. В XIX веке вместе с быстрым ростом производства машин рос и разрыв между относительно небольшим числом исследователей нового — ученых и множеством тех, кто реализует и использует эти научные открытия, — инженеров. Сейчас мы начинаем понимать, что нельзя иметь хороших инженеров, которые не были бы одновременно учеными, то есть не были бы в большей степени способны применять методы науки для анализа и выяснения того, что они делают и должны делать, чем пользоваться накопленным опытом, здравым смыслом и взятыми из учебников формулами.
Однако прежде чем инженер сможет стать ученым, ученый должен научиться быть инженером. До сих пор слабым местом в этом отношении было то, что ученый в своем стремлении найти решение, приемлемое как с точки зрения математики, так и данных эксперимента, умышленно пренебрегал большинством тех переменных, с которыми не может не сталкиваться в своей работе инженер, а именно — практическими ограничениями времени и пространства, а также качеством имеющихся в его распоряжении материалов, и, что, быть может, еще важнее — поскольку они лежат далеко за пределами кругозора чистой науки, — экономическими вопросами стоимости и политическими проблемами управления и собственности. Между тем тот факт, что все эти вопросы также должны приниматься во внимание во всякой реальной проблеме, не делает эту проблему менее научной. Он только подчеркивает, что наука до сих пор по - настоящему не принялась за выполнение своей задачи. Ввести факторы стоимости в качестве переменных величин как в самый производственный процесс, так и в способы изменения этого процесса и притом на количественной основе с целью добиться величайшей производительности — вещь вполне осуществимая. Такие расчеты действительно вполне успешно производились в капиталистических странах во время войны, когда вопрос этот мог рассматриваться как вопрос определения того, каким образом можно добиться максимума эффективной производительности с затратой минимума рабочей силы и материальных ресурсов. Проблемы организации промышленности, являющиеся по своей сущности политическими и социальными проблемами, хотя и находятся еще в пределах сферы науки, имеют, однако, более широкий объем, чем естественные науки, и будут рассмотрены в соответствующем разделе общественных наук.







Материалы

Яндекс.Метрика