Уроки атомной бомбы

Атомная бомба являет наглядный пример практического претворения научного открытия исключительно для военных целей в невероятно короткий, доселе невиданный срок — три года. Как научное и промышленное предприятие атомная бомба представляет собой самое концентрированное и, в абсолютных цифрах, величайшее научно - техническое усилие во всей истории человечества. Фактически сумма, затраченная на атомный проект — примерно500 млн. ф. ст., — значительно превышает то, что было израсходовано на всю работу по научному исследованию и усовершенствованию с начала данного периода.
С другой стороны, при всякой рациональной системе использования науки расщепление атома явилось бы центральным моментом самой интенсивной разработки, ведущей к применению его для производства энергии и для других целей, на которые могли бы быть направлены продукты атомного реактора.
Фактически, как мы знаем, оно было разработано для иной цели — цели производства бомбы и бессмысленного убийства в Хиросиме 60000 и в Нагасаки 39000 человек. Этот акт не может быть оправдан никакой военной необходимостью. Даже в официальном «Отчете о тихоокеанской войне» мы находим следующее заявление:
«...Основываясь на подробном расследовании всех фактов и опираясь на свидетельство оставшихся в живых японских руководящих деятелей, имевших к этому отношение, Комиссия по обследованию придерживается того мнения, что Япония, несомненно, капитулировала бы до 31 декабря 1945 года, даже если бы небыли сброшены атомные бомбы, даже если бы Россия не вступила в войну и даже если бы не было запланировано или не предполагалось никакого вторжения».
Самое существование атомной бомбы, угроза ее применения Соединенными Штатами против своих бывших союзников, трагический фарс о шпионах и секретах, которые не были секретами, сделали больше, чем любые другие продукты науки, для того, чтобы буквально отравить международные отношения и посеять ужас и отчаяние во всем мире. В Соединенных Штатах известие о том, что Советский Союз также создал атомную бомбу, усилило чувство подозрения, жертвой которого стали Розенберги. Ответным шагом явилось не соглашение о запрещении всякого атомного оружия, но интенсификация работы над созданием ужасной водородной бомбы (445). Именно оппозиция по отношению к такой политике и явилась подлинной причиной опалы Оппенгеймера.
События, связанные с созданием атомной бомбы, с самого же начала имели важные последствия в науке, экономике и политике. В частности, в Соединенных Штатах научно - исследовательская работа была под влиянием Комиссии по атомной энергии направлена по линии изучения ядерных проблем в прямой ущерб всем другим областям научной работы.
Вся связанная с этим последующая история и до сих пор еще бесплодная дискуссия о запрещении бомбы и установлении контроля над производством атомной энергии выявляют, как никогда прежде, ключевую роль физической науки в международной политике. К этому аспекту мы еще вернемся несколько позже. Здесь достаточно подчеркнуть значение нового вида крупного промышленного предприятия, выросшего вокруг производства атомной бомбы, которое предполагает более тесное, чем когда - либо прежде, сотрудничество монополистических электрических и химических концернов с военными кругами и правительством, с помощью которого без всякого риска для себя фирмы могут черпать из казначейства все возрастающие денежные суммы. Предложения о распространении той же самой системы на Англию, воплощенные в законе об атомной энергии, а сейчас все те различные шаги, которые предпринимаются в пределах сферы действия капитализма для создания Евратома и других средств финансирования производства атомной энергии, показывают общую тенденцию поставить новые силы, обнаруженные наукой, на службу прибылям и войне. История атомной бомбы также служит уроком того, что даже в орбите капитализма, под угрозой войны, может быть осуществлено на плановой основе такое огромное предприятие, координирующее усилия различных отраслей науки и техники. Этот факт дает неопровержимое доказательство того, что могла бы сделать наука, если бы она была стратегически применена для удовлетворения потребностей человечества, а не для целей разрушения.
Управляемые снаряды
Атомная бомба являет собой пример самого разрушительного применения науки на службе войне, и она использовала также самые радикально новые достижения науки, однако это было не единственное событие решающего значения.
Не менее важным по сравнению с ней являются такие продукты применения науки в области радиационной физики и информационной теории, как телесвязь, радиолокация, сервоуправляемая артиллерия, радиовзрыватели, управляемые и возвращающиеся снаряды, введенные в действие к концу войны и с тех пор интенсивно развивавшиеся. Лежащие в основе этих достижений принципы были уже рассмотрены нами выше (418). Здесь необходимо только отметить, насколько научно - изыскательская работа в области радио и электроники была ускорена в процессе военного усилия и как потребности войны в легком, компактном и главное более восполнимом оборудовании преобразовали производство отдельных компонентов и привели к миниатюризации, нашедшей свое завершение уже после войны в крохотном полупроводниковом триоде, заменившем собой громоздкую электронную лампу.







Материалы

Яндекс.Метрика