Китайская комната

Последний мысленный эксперимент, который будет описан в данной главе, по-видимому, является самым известным из всех. Идея этого эксперимента принадлежит Джону Сирлу [1376], описавшему гипотетическую систему, в отношении которой любому наблюдателю ясно, что она работает под управлением какой-то программы и успешно проходит тест Тьюринга, но также ясно (согласно Сирлу), что эта система не понимает смысла каких-либо из ее входных или выходных данных. На основании этого Сирл делает вывод, что работа системы под управлением приемлемой программы (т.е. программы, вырабатывающей правильные выходные данные) не является достаточным условием для обладания разумом.
Система состоит из человека, который понимает только английский язык, снабжен книгой с правилами, написанной на английском языке, а в его распоряжении находятся разные стопки бумаг, причем некоторые из них пусты, а другие заполнены описаниями, не поддающимися расшифровке. (Таким образом, человек играет роль процессора компьютера, книга правил представляет собой программу, а стопки бумаг соответствуют запоминающему устройству.) Система находится в комнате с небольшим отверстием, выходящим наружу. Через отверстие появляются полоски бумаги с символами, не поддающимися расшифровке. Человек находит совпадающие с ними символы в книге правил и следует обнаруженным в ней инструкциям. Инструкции могут предусматривать задания по написанию символов на новых полосках бумаги, поиску символов в стопках, переупорядочению стопок и т.д. В конечном итоге инструкции диктуют необходимость написания одного или нескольких символов на листе бумаги, который снова передается во внешний мир.
До сих пор все шло нормально. Но из внешнего мира мы видим систему, которая принимает входные данные в форме предложений на китайском языке и формирует ответы на китайском, которые внешне кажутся "интеллектуальными", как и беседа, мысленно представленная Тьюрингом5. После этого Сирл проводит следующие рассуждения: человек, сидящий в комнате, не понимает китайского (это дано). Книга правил и стопки бумаги, будучи просто листами бумаги, не понимают китайского. Поэтому речь не может идти о каком-либо понимании китайского языка. Поэтому, согласно Сирлу, эксплуатация даже подходящей программы не обязательно приводит к развитию понимания.
Как и Тьюринг, Сирл рассмотрел и попытался опровергнуть целый ряд ответов на его доводы. Некоторые комментаторы, включая Джона Маккарти и Роберта Ви-ленского, выдвинули предложения, которые Сирл назвал системными ответами. Их возражение состоит в том, что человека, сидящего в комнате, безусловно, можно спросить, понимает ли он китайский язык, но это аналогично тому, как если бы процессор компьютера спросили, может ли он извлекать кубические корни. В обоих случаях ответ является отрицательным и в обоих случаях, согласно системному ответу, вся система обладает способностью, которая была предметом вопроса. Безусловно, если задать системе с китайской комнатой вопрос на китайском языке, знает ли она китайский, ответ будет утвердительным (и сформулированным на живом китайском языке). Согласно корректному соглашению Тьюринга, этого должно быть достаточно. Ответ Сирла — это возврат к той идее, что понимание не заключено в мозгу человека, сидящего в китайской комнате, и не может быть заключено в стопках бумаги, поэтому не может быть никакого понимания. Далее Сирл указывает, что можно представить себе ситуацию, когда человек запоминает книгу правил и содержимое всех стопок бумаги, поэтому больше нет ни одного объекта, которому можно было бы приписать понимание, кроме самого человека; но и после этого, если ему будет задан вопрос (на английском языке), понимает ли он китайский, ответ будет отрицательным.
Теперь перейдем к реальному анализу этой проблемы. Переход от эксперимента с использованием стопок бумаги к эксперименту с запоминанием — это просто попытка сбить читателя с толку, поскольку обе формы представляют собой варианты физического воплощения работающей программы. Фактические утверждения, выдвинутые Сирлом, опираются на четыре приведенных ниже аксиомы [1378].
1. Компьютерные программы представляют собой формальные, синтаксические сущности.
2. Разум имеет мыслительное содержание, или семантику.
3. Синтаксиса как такового не достаточно для семантики.
4. Мозг порождает разум.
На основании первых трех аксиом Сирл делает вывод, что программы не могут служить достаточным условием для появления разума. Иными словами, агент, в котором функционирует какая-то программа, может оказаться разумным, но он не обязательно становится разумным лишь в силу того, что в нем работает программа. На основании четвертой аксиомы Сирл делает вывод: "Любая другая система, способная порождать разум, должна обладать причинной мощью (по меньшей мере), эквивалентной той, какой обладает мозг". На основании этого он делает вывод, что любой искусственный мозг должен воплощать в себе такую же причинную мощь, как и мозг, а не только работать под управлением конкретной программы, и что мозг человека не вырабатывает мыслительные феномены исключительно благодаря тому, что в нем функционирует какая-то программа.
Вывод о том, что применения программ недостаточно для создания разума, действительно следует из этих аксиом, если допускается их вольная интерпретация. Но само обоснование вывода проведено неудовлетворительно — все, что смог доказать Сирл, состоит в том, что если явно отвергнуты принципы функционализма (как было сделано в его третьей аксиоме), то заключение, согласно которому объекты, отличные от мозга, порождают разум, становится необязательным. Это предположение вполне обосновано, поэтому вся дискуссия сводится к тому, может ли быть принята третья аксиома. Согласно Сирлу, весь смысл эксперимента с китайской комнатой состоит в предоставлении интуитивного обоснования для третьей аксиомы. Но реакция других исследователей показывает, что такие интуитивные представления близки по духу только тем, кто уже был склонен соглашаться с идеей, что программы, взятые в чистом виде, не способны вырабатывать истинное понимание.
Еще раз отметим, что цель эксперимента с китайской комнатой состоит в опровержении понятия сильного искусственного интеллекта — утверждения, что эксплуатация программы подходящего типа обязательно приводит к появлению разума. Этот мысленный эксперимент проводится путем демонстрации внешне интеллектуальной системы, в которой функционирует программа подходящего типа, но в отношении этой системы, согласно Сирлу, можно явно показать, что она не обладает разумом. Для этого Сирл прибегает к интуиции, а не к доказательству; он как будто говорит нам: "достаточно взглянуть на эту комнату; разве в ней может быть разум?" Но точно такой же довод можно привести и применительно к мозгу — достаточно взглянуть на этот конгломерат клеток (или атомов), работающих вслепую в соответствии с законами биохимии (или физики); разве в нем может быть разум? Почему в куске мозга может быть разум, а в куске печени — нет?
Более того, Сирл, соглашаясь с тем, что материалы, отличные от нейронов, могут в принципе быть носителем разума, ослабляет свои доводы еще больше, по двум причинам: во-первых, нам приходится руководствоваться только интуицией Сирла (или своей собственной), чтобы доказать, что в китайской комнате отсутствует разум, и, во-вторых, даже если мы решим, что в этой комнате нет разума, такой вывод не позволит нам узнать что-либо о том, не будет ли программа, работающая в какой-то другой физической среде (включая компьютер), иметь разум.
Сирл допускает логическую возможность того, что мозг действительно реализует программу искусственного интеллекта традиционного типа, но та же программа, работающая в машине неподходящего типа, не создает разум. Сирл отрицает то, будто он верит, что "машины не могут иметь разума", скорее он утверждает, что некоторые машины имеют разум, например люди — это биологические машины, обладающие разумом. Но он также оставляет нас в неведении относительно того, какого же типа машины подходят или не подходят под определение понятия разумных машин.







Материалы

Яндекс.Метрика