БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ

Истоки представлений о центральной роли действий в интеллекте (сформулированных в виде понятия практических рассуждений) прослеживаются до Никомаховой этики Аристотеля. Практические рассуждения были также темой влиятельной статьи Маккарти Programs with Common Sense (Программы со здравым смыслом) [1009]. Такие области науки, как робототехника и теория управления, по самому своему характеру преимущественно касаются проблем конструирования физических агентов. Понятие контроллера в теории управления идентично понятию агента в искусственном интеллекте. И хотя на первый взгляд это может показаться удивительным, но на протяжении большей части истории развития искусственного интеллекта основные усилия в этой области были сосредоточены на исследовании отдельных компонентов агентов (в качестве примеров можно привести системы поиска ответов на вопросы, программы автоматического доказательства теорем, системы технического зрения и т.д.), а не самих агентов, рассматриваемых как единое целое. Важным исключением из этого правила, оказавшим значительное влияние на дальнейшее развитие данной области, стало обсуждение проблематики агентов в работе Генезерета и Нильссона [537]. В настоящее время в данной научной области широко применяется подход, основанный на изучении всего агента, и результаты, достигнутые в рамках этого подхода, стали центральной темой новейших работ [1146], [1227].
В главе 1 было показано, что корни понятия рациональности прослеживаются в философии и экономике. В искусственном интеллекте это понятие не привлекало значительного интереса до тех пор, пока в середине 1980-х не началось широкое обсуждение проблемы создания подходящих теоретических основ данной области. В статье Джона Дойла [410] было предсказано, что со временем проектирование рациональных агентов станет рассматриваться в качестве основного назначения искусственного интеллекта, притом что другие популярные ныне темы исследований послужат основой формирования новых дисциплин.
Стремление к тщательному изучению свойств среды и их влияния на выбор самого подходящего проекта рационального агента наиболее ярко проявляется в традиционных областях теории управления; например, в исследованиях по классическим системам управления [405] рассматриваются полностью наблюдаемые, детерминированные варианты среды; темой работ по стохастическому оптимальному управлению [865] являются частично наблюдаемые, стохастические варианты среды; а работы по гибридному управлению [649] касаются таких вариантов среды, которые содержат и дискретные, и непрерывные элементы. Описание различий между полностью и частично наблюдаемыми вариантами среды является также центральной темой работ по динамическому программированию, проводимых в области исследования операций [1244], которая будет обсуждаться в главе 17.
Рефлексные агенты были основной моделью для психологических бихеви-ористов, таких как Скиннер [1423], которые пытались свести все знания в области психологии организмов исключительно к отображениям "ввод-вывод" или "стимул—отклик". В результате прогресса в области психологии, связанного с переходом от бихевиоризма к функционализму, который был по крайней мере отчасти обусловлен распространением на агентов трактовки понятия компьютера как новой метафоры в мировоззрении человека [923], [1246], возникло понимание того, что нужно также учитывать внутреннее состояние агента. В большинстве работ по искусственному интеллекту идея чисто рефлексных агентов с внутренним состоянием рассматривалась как слишком простая для того, чтобы на ее основе можно было добиться значительных успехов, но исследования Розеншайна [1308] и Брукса [189] позволили поставить под сомнение это предположение (см. главу 25). В последние годы значительная часть работ была посвящена поиску эффективных алгоритмов слежения за сложными вариантами среды [610]. Наиболее впечатляющим примером достигнутых при этом результатов является программа Remote Agent, которая управляла космическим аппаратом Deep Space One (описанная на с. 69) [744], [1108].
Понимание необходимости создания агентов на основе цели просматривается во всем, что стало источником идей искусственного интеллекта, начиная с введенного Аристотелем определения практического рассуждения и заканчивая ранними статьями Маккарти по логическому искусственному интеллекту. Робот Shakey [466], [1143] был первым воплощением логического агента на основе цели в виде автоматизированного устройства. Полный логический анализ агентов на основе цели приведен в книге Генезерета и Нильссона [537], а методология программирования на основе цели, получившая название агентно-ориентированного программирования, была разработана Шохемом [1404].
Кроме того, начиная с книги Human Problem Solving [1130], оказавшей чрезвычайно большое влияние на ход дальнейших исследований, в той области когнитивной психологии, которая посвящена изучению процедур решения задач человеком, ведущее место занял подход, основанный на понятии цели; на этом подходе базируется также вся последняя работа Ньюэлла [1125]. Цели, дополнительно подразделяемые на желания (общие замыслы) и намерения (осуществляемые в настоящее время), являются основой теории агентов, разработанной Братманом [176]. Эта теория оказала влияние и на работы в области понимания естественного языка, и на исследования мультиагентных систем.
Горвиц, наряду с другими исследователями [686], особо подчеркивал важность использования в качестве основы для искусственного интеллекта понятия рациональности, рассматриваемой как средство максимизации ожидаемой полезности. Книга Перла [1191] была первой работой в области искусственного интеллекта, в которой дан глубокий анализ проблем применения теории вероятности и теории полезности; описанные им практические методы проведения рассуждений и принятия решений в условиях неопределенности, по-видимому, послужили наиболее важной причиной быстрой смены направления исследований в 1990-х годах и перехода к изучению агентов, действующих с учетом полезности (подробнее об этом рассказывается в части V).
Общий проект для обучающихся агентов, приведенный на рис. 2.7, является классическим образцом такого проекта в литературе по машинному обучению [203], [1064]. Одним из первых примеров воплощения этого проекта в программах является обучающаяся программа для игры в шашки Артура Самюэла [1349], [1350]. Обучающиеся агенты подробно рассматриваются в части VI.
В последние годы быстро растет интерес к агентам и к проектам агентов, отчасти в связи с расширением Internet и осознанием необходимости создания автоматизированных и мобильных программных роботов [447]. Сборники статей по этой теме можно найти в работах Readings in Agents [704] и Foundations of Rational Agency [1615]. В книге Multiagent Systems [1564] предоставлены надежные теоретические основы для многих аспектов проектирования агентов. К числу конференций, посвященных агентам, относятся International Conference on Autonomous Agents, International Workshop on Agent Theories, Architectures, and Languages и International Conference on Multiagent Systems. И наконец отметим, что в книге Dung Beetle Ecology [615] приведен большой объем интересной информации о поведении навозных жуков (о котором говорилось в данной главе).







Материалы

Яндекс.Метрика