ВЕДЕНИЕ УМИРАЮЩИХ БОЛЬНЫХ


Многие из психологических проблем и реакций, возникающих у тех, кто перенес калечащую хирургическую операцию или злокачественное заболевание, характерны и для умирающих больных. Медицинский персонал должен учитывать высокую вероятность наличия таких проблем, а также аффективных расстройств, предпринимая активные действия для их своевременного выявления и оказания соответствующей помощи. Если умирающий оказывается изолированным в укромной палате в дальнем конце больничного коридора, где его окружает аура отчуждения (демонстрируемого медперсоналом и членами семьи), — это усиливает испытываемые им страх и печаль. При таком обращении человек фактически лишается возможности достойно окончить свою жизнь.
Не все из тех, кто приближается к смерти, понимают это, однако такое осознание встречается все же гораздо чаще, чем принято считать. Согласно данным, полученным при опросах таких обреченных людей, по меньшей мере 75% из них осознают (полностью или частично), что умирают. Однако большинство из них не говорят об этом с больничным персоналом, и лишь примерно в половине случаев больные делятся этой информацией с супругом. Иногда пациенты выражают желание «обсудить ситуацию более подробно», хотя и не обязательно с врачом. Ниже изложены наиболее важные моменты, которые должны учитываться при ведении умирающих больных.
1. Необходимо принимать меры для устранения или смягчения соматических симптомов, причиняющих страдания; пациент должен твердо знать, что обезболивание будет доступно ему в любой момент, как только возникнет такая потребность (а не исключительно в строгом соответствии с графиком инъекций анальгетиков).
2. Большое значение имеет формирование доверительных взаимоотношений между пациентом
* и врачом: больной должен быть уверен, что врач разделяет его систему ценностей, касающихся соблюдения приемлемого баланса между стремлением к поддержанию жизни и обеспечением относительно спокойной и достойной смерти.
3. Следует организовать предоставление консультаций родственникам больного, которые порой не в состоянии смириться с мыслью о неотвратимости его смерти и могут обращаться к неадекватным (нередко причиняющим неоправданные страдания) методам лечения. Кроме того, близким пациента нужно помочь преодолеть чувство
неловкости и найти верный тон при общении с ним, а также справиться со своим горем (как при жизни больного, так и после его смерти).
4. Создайте все условия для того, чтобы больной мог поддерживать тесные личные контакты с родственниками и друзьями: общение с близкими людьми, разделяющими его интересы, скрасит его существование; порой он может открыть кому-либо из них свои переживания, что несколько смягчит горе. В случаях, когда пациент не нуждается в больничном лечении, а его родственники утверждают, что могут обеспечить необходимый уход, следует рассмотреть возможность выписки больного домой.
5. При крайне выраженной тоске, проявлениях тяжких душевных страданий необходимо проводить соответствующее симптоматическое лечение. С этой целью используют транквилизаторы или седативные средства; лечение антидепрессантами применяется по обычным показаниям. Однако надлежит избегать неоправданной и избыточной седации, которая может усугубить испытываемый больным дистресс, препятствуя его контактам с другими людьми, а также участию в важных для него религиозных обрядах. Кроме того, следует помнить, что не все боятся смерти: многое зависит, например, от возраста, религиозных убеждений, а также от того, насколько человек чувствует, что выполнил свое предназначение в жизни.
6. На решение вопроса о том, что именно и в каком объеме следует говорить умирающему пациенту, оказывает влияние множество различных факторов. Здесь эта проблема может быть рассмотрена лишь вкратце. Однако вы должны знать, что в последнее время общественное мнение все больше склоняется в пользу того, чтобы врач предоставлял пациентам максимальную информацию, имеющую к ним отношение. Это не означает, что каждый безнадежно больной должен быть поставлен в известность о приближающемся конце или что на вопрос типа: «Доктор, ведь мне станет лучше, правда?» следует безапелляционно давать прямой ответ. В каждом случае тактика определяется в зависимости от потребностей пациента (с учетом всего того, что вы о нем знаете); для выбора правильного подхода требуется немалый опыт, чуткость и чувство такта. Даже опытному специалисту, как правило, лучше избегать немедленного прямого ответа на такие вопросы, хотя несколько позже это может быть уместным. Не уклоняйтесь от обсуждения подобных тем, если пациент их затрагивает, но побуждайте его самого больше рассказывать вам, что именно он знает о своем состоянии и вероятном исходе, какую информацию он получал раньше. При этом часто становится очевидным, что больной уже знает правду и находится на пути к принятию ее; или же, напротив, он на данном этапе отрицает печальную истину и хочет, чтобы вы разделили его заблуждения. Всю ответственность за принятие решения о том, что должно быть сказано пациенту, несут консультант и лечащий врач.







Материалы

Яндекс.Метрика